Папки-передвижки

Проект «В поисках невидимки» для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)

Анна Кипяткова
Проект «В поисках невидимки» для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)

Проект на тему :

«В поисках невидимки»

для воспитанников 5-6 лет

(познавательное развитие)

Выполнила: воспитатель

Анна Дмитриевна Кипяткова

г. Семёнов 2015 год

Участники проекта : Воспитанники старшей группы (возраст 5-6 лет, воспитатель, родители.

Тип проекта : Исследовательский.

Публикация «Проект „В поисках невидимки“ для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)» размещена в разделах

Продолжительность проекта : среднесрочный (1 месяц)

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».

Актуальность:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Паспорт проекта

Цель: Развитие у воспитанников желания самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

2. научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

7. развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

8. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

1 этап: подготовительный.

Создание мини-лаборатории для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Обобщение и уточнение представлений воспитанников о функциях и свойствах воздуха. Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями.

Анкетирование родителей по данной проблеме.

2 этап: основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть: подбор познавательной литературы, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», педагогическая беседа с родителями по теме

«Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

1. НООД по экологическому воспитанию.

2. Игры-эксперименты по данной проблеме.

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты, чтение художественной литературы.

3 этап: заключительный.

Представление результатов проекта в МДОУ в виде :

- Открытый просмотр НООД на тему «Воздух-невидимка» с воспитанниками для сотрудников детского сада и родителей

Ожидаемые результаты:

• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности.

• Участвовать в коллективном разговоре.

• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

• Рассказывать наизусть стихи о воздухе

• Организовать свое рабочее место, привести в порядок по окончании.

• Осуществлять трудовую деятельность на участке, в группе, дома.

• Изготавливать игрушки, пособия для театральной деятельности.

• Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разные материалы.

• Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

• Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.

В результате реализации проекта воспитанники будут знать :

1. Где находится воздух.

2. Роль воздуха в жизни человека.

3. Роль воздуха в жизни животных.

4. Роль воздуха в жизни растений.

5. Для чего нужен воздух.

6. Свойства воздуха.

7. Способы очищения воздуха.

8. Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта воспитанники будут уметь :

1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.

2. Задавать вопросы, искать ответы.

3. Видеть проблему по определенной теме.

4. Формулировать цель, планировать задачи.

5. Выдвигать гипотезы и проверять их.

6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.

Основные направления в работе:

1. Работа с воспитанниками.

2. Взаимодействие с семьями.

3. Работа с сотрудниками.

4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.

Механизм реализации проекта

Работа с детьми

(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :

• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познавательное развитие»

• Экспериментальная деятельность дошкольников.

Поисково-исследовательская деятельность.

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих.

• Организация трудовой деятельности.

• Организация художественно-речевой деятельности.

• Организация изобразительной деятельности.

• Рассматривание картин, иллюстраций.

• Чтение художественных произведений.

• Беседы.

• Работа с кроссвордами.

• Выставка детских рисунков.

• Создание музея «Мир воздуха»

Взаимодействие с семьями:

• Анкетирование.

• Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.

Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.

• Составление кроссвордов.

• Подбор художественного слова, загадок.

• Выставка рисунков.

• Выставка иллюстраций, фотографий.

• Индивидуальные беседы.

Работа с сотрудниками:

• Семинар – практикум «Как знакомить воспитанников с явлениями неживой природы (на примере воздуха)»

• Консультация «Как создать музей воздуха»

• Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)

Описание процедур оценивания

В начале проектной деятельности педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений воспитанников старшего дошкольного возраста Обсуждаются вопросы, на которые воспитанники хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и воспитанников, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме. После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме. Оценивание результативности данного метода работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений у воспитанников о воздухе.

Вывод:

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Используемая литература:

• Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: разимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.) .- М. : ТЦ «Сфера», 2005.

• Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005 № 7.

• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера» 2003.

• Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментировани ю с детьми 5 – 8 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера» 2008.

Интернет- ресурсы:

- Воздух. Образовательный портал.

https://mistergid.ru/children/metodika/18946-vozduh.html

- Познавательный проект «Воздух-фокусник».

https://50ds.ru/zaveduyushaya/6618-poznavatelnyy-proekt-vozdukh-fokusnik.html

- Невидимка воздух, все для детского сада

https://pochemu4ka.ru/load/vsjo_dlja_detskogo_sada/quot_nevidimka_vozdukh_quot/44-1-0-1741

- Конспекты НООД про воздух.

https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-nevidimka-vozduh

https://50ds.ru/vospitatel/3428-konspekt-zanyatiya-nevidimka-vozdukh.html

https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-zanjatija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tema-nevidimka-vozduh.html

Презентации на тему воздух.

https://www.myshared.ru/theme/vozduh-prezentatsiya/

https://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/pro-vozdukh.html

https://pwpt.ru/presentation/detskie/pro_vozduh/https://viki.rdf.ru/item/1757

- Про воздух

https://school.xvatit.com/index.php?title=Про_воздух

- Загадки про воздух

https://flaminguru.ru/zag8.html

- Интернет ресурсы по играм.

https://learningapps.org/

Публикации по теме:

Интегрированная НОД (физическое развитие, познавательное развитие) «В поисках острова сокровищ» Программное содержание:. Цель: расширение и закрепление знаний детей о птицах, развитие ловкости, координации движений при выполнении.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «История книги»Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «История книги» .

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему «Кто построил новый дом?» Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Возрастная группа: подготовительная к школе. Тема: «Кто построил новый дом?». Программные задачи:.

Конспект НОД «Познавательное развитие» (ФЭМП) в младшей группе на тему: «В сказочном лесу» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект ООД в старшей группе на тему: «На тонком льду» ОО «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» Шатурского района, Московской области Конспект.

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Из истории одежды» Целевые ориентиры: • учить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека; учить устанавливать связи между.

Проект «Человек и лето» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта : творческо- поисково - информационный Участники : групповой Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатели,.

Проект «Природа проснулась от зимнего сна» по образовательной области «Познавательное развитие» Актуальность: Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий.

Проект. Развитие мелкой моторики у воспитанников подготовительной логопедической группы «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» 1. Содержание 2. Актуальность 3. Цель проекта 4. Задачи проекта.

Проект в старшей группе ОНР «Что такое грибы-невидимки?» Проектный метод актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы, он дает ребенку возможность: экспериментировать, синтезировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В поисках невидимки» для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)
Опубликовано: 17 мая 2016 в 22:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД