Проект «Знакомство с народными календарными праздниками»

татьяна Каковина
Проект «Знакомство с народными календарными праздниками»

Пояснительная записка.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитывать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, что дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время, чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток, я заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда – то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно – прикладное искусство) для большего усиления чувственно – эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и быта человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах, закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Составляющие творческого проекта.

Исполнители проекта:

• воспитатель Каковина Т. В.

• музыкальный руководитель Шувалова В. В.

• дети старшей группы «Калинка»

• родители

Вид проекта:

• Познавательный

• Творческий

• Групповой

Срок реализации:

• Сентябрь – май (долгосрочный)

Объект исследования:

• Русские народные календарные праздники

Цель проекта

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добра.

• Воспитание патриотизма.

Задачи проекта

познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Троица»;

• вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи – зазывалки, дразнилки, потешки и др.);

• развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

• воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

Ожидаемые результаты:

• устойчивый интерес к культуре русского народа.

• Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства народа.

• Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации совместного проекта «Весна, весна, поди сюда!» достигнуты определенные результаты:

• Создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;

• Сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;

• Создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно – прикладному искусству;

• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.

Схема осуществления проекта по основным видам деятельности.

Центр познавательного развития:

• Занятия

- «В гостях у хозяйки»

-«Хлеб да капуста голод не подпустят»

-«Рождественские посиделки»

-«Традиции и обряды русского народа»

• Совместная деятельность

_ Наблюдения за изменениями в природе.

_ Работа в книжном уголке.

_ Рассматривание иллюстраций.

_ Чтение произведений.

_ Подвижные игры.

• Взаимодействие с семьей

_ Помощь в создание уголка «Русская изба»

_ Консультации на темы: «Рождество», «Масленица», «Пасха»

_Папки – передвижки: «Пришла коледа накануне Рождества», «Пасхальные атрибуты».

• Беседы:

_ «Экскурсия в музей детского сада»

_ «Рождественские святки»

_ «Праздник «Масленица»

_ «Пасхальные атрибуты»

Центр игровой деятельности:

• Подвижные народные игры:

_ «Утица»

_ «Салки-догонялки»

_ «Пирог»

_ «Пятнашки»

_ «Жаворонок»

_ «Ручеек»

_ «Бабка- Ёжка»

• Дидактические игры:

_ «Найди праздничный пирог»

_ «Составь узор для пасхального яичка»

_ «Составь последовательность народных праздников»

_ «Прокати яичко с горки»

• Сюжетные игры:

_ «Семья справляет Рождество»

_ «Пасхальный подарок»

_ «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности:

• Рисование

_ «Осенняя березка»

_ «Праздник у зверей, Рождество в лесу»

_ «Солнышко – колоколнышко»

_ «Масленица – барыня»

_ «Пасхальное яйцо»

_ «Во поле береза стояла»

• Аппликация

_ «Осенний ковер»

_ «Игрушки для зверей на Рождество»

_ «Барышня на Масленице»

• Лепка

_ «Пасхальный кулич»

_ «Дымковский конек»

_ «Блинчики для зайчат»

Ручной труд

«Кукла из соломы»

«Рождественские подарки»

Выставки совместного творчества детей и родителей:

«Барышня Осень»

«Зимние фантазии»

«Масленица – кривошейка»

«Пасхальные куличи и яйцо»

Центр музыкального развития

• Музыкальные занятия

• Совместная деятельность:

_ Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.

_ Игра на шумовых народных инструментах.

• Развлечения

_ «Золотые узоры Осени»

_ «Смех да веселье»

_ «Масленица»

_ «Праздник русской березки «Троицын день»

• Театральные представления

- «Колобок»

Публикации по теме:

«Армия» — развивающая игра-демонстрационный материал Патриотизм, любовь к Родине - эти чувства не возникают сами по себе. Чем больше ребенок знает о своей стране, ее истории, достижениях, тем.

Патриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культурыПатриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры Чувство патриотизма, так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Проект «Знакомство с народными календарными праздниками»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 21:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с...
Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать навыки...
Фотоотчет средней группы «Фантазеры».
Представляю вашему вниманию фотоотчет средней группы "Фантазеры". Рано утром родители спешат на работу, а дети в свой любимый детский сад. В детский...
Фотоотчет «Рисунки на масленицу»
Замечательный праздник – масленица! И мы с детьми младшей группы участвовали в выставке рисунков и поделок к этому празднику. Как мы с детьми окунулись в...
Коррекционно — развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей...
Коррекционно - развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы А "Сказочное путешествие" Цель: - познакомить детей с чувством...
Детский мастер-класс «Фруктовый салат «Любимой маме»
В этом году в рамках внеурочной деятельности веду курс "Школа здоровья", основанный на программе «Разговор о правильном питании» ( авторы: М. Безруких, Т....