Проект «Народная кукла»

Людмила Багранюк
Проект «Народная кукла»

ПРОЕКТ

«Народная кукла»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №2335

СОУО ДО г. Москвы

Заведующий: Гаранина Наталья Викторовна

Авторы проекта: воспитатели – Багранюк Людмила Владимировна, Теренина Александра Александровна.

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Проект «Народная кукла»

Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Народная кукла НК всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни НК почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Хотя игрушка и игра по-прежнему занимают важное место в социализации детей и подростков, как богатая и выразительная сфера народной культуры.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные НК служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые из этих кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение.

Богатая традиция создания НК вдохновила нас на создание проекта, посвященного ей. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую НК не купить в магазине.

Исходя из этого целью нашего проекта стало:

Познакомить детей с русской НК, её происхождением и способами изготовления.

Для реализации этой цели нам необходимо было решить ряд сопутствующих задач:

познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки;

изучить технологию изготовления куклы;

способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского костюма;

учить детей проявлять фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма;

воспитывать у детей интерес к народным промыслам;

научить детей делать куклу своими руками для себя и обучать этому своих друзей и знакомых;

показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками, русскими легендами и сказками;

развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказов об игрушке, закреплять навыки связной речи;

создавать у детей представления о добре и зле, основанные на богатых традициях русского фольклора;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Для достижения максимальной эффективности проекта мы стремились сформировать у детей знания о истории своей страны, её традициях и народных промыслах. Дети должны научиться свободно ориентироваться в названиях русского народного декоративно-прикладного искусства, различать русский фольклор, песни, потешки, прибаутки, сказки – объяснять свой выбор. При изготовлении куклы самостоятельно подбирать необходимый материал, уметь не только самому сделать куклу, но показать и объяснить этапы изготовления другим детям, не знакомым с НК.

Ресурсное обеспечение проекта начинается со знакомства детей с НК, при этом используется техническое оборудование: диапроекторы, мультфильмы, слайды, компьютер. Также используются копии репродукции картин, различные иллюстрации с русскими народными костюмами, изображения изготовленных кукол.

Для работы с детьми педагог использует методическую литературу по данной теме, периодику (журналы, изучает культуру народа, пользуется информацией из интернета.

Следующий этап представляет собой собственно изготовление НК. Для этого у воспитателя имеется необходимый материал, каждый ребенок так же должен быть обеспечен соответствующим набором меньшего размера.

Презентация проекта:

Этапы проекта.

Работу над проектом «НК» мы начали с хорошо зарекомендовавшей себя в процессе воспитания и обучения детей практикой создания «Реки времени». Суть практики заключается в том, что дети совместно с родителями подбирают картинки, на которых изображены куклы времен бабушек до наших дней. Эти картинки наклеиваются на «Реку времени» в определенном порядке:

- Когда- то, давным давно

- то, что помнят наши бабушки

- то, что знают наши родители

Также на начальном этапе мы проверили знания детей о НК при помощи вопросника. Вопросник представляет собой небольшую анкету (10-15 вопросов, которая заполняется родителями совместно с детьми. Результаты показали незаслуженное забвение НК в современном мире.

В рамках проекта нами было запланировано:

1. Изготовление пяти тряпичных кукол: «Кувадка», «День – ночь», «Пеленашка», «Закрутка», куколка из ниток.

2. Изготовление дымковской барышни из глины и ее роспись.

3. Роспись матрешки (деревянная заготовка).

Важной частью проекта стали проведенные, совместно с родителями мероприятия. В течение года планировалось посещение музея «Народного декоративно-прикладного искусства», библиотеки, выставок, связанных с русскими народными промыслами, костюмами. Также проводились круглые столы, на которых рассказывалось о происхождении НК, мастер – классы по изготовлению и применению их в быту.

Удачно зарекомендовавшей себя традицией стало делать НК к праздникам и дарить их родителям, детям, сотрудникам детского сада. Так, к ежегодно проводимому в детском саду празднику Осени и конкурсу «Осенние мотивы», мы сделали кукол из природного материала, которыми украсили группу и музыкальный зал. А в подарок гостям были подарены куклы «Кувадки». Новогоднюю елку дети украшали куклами «День – ночь».

К Рождеству, мамы вместе с детьми, слепили из глины дымковскую барышню и расписали ее. А ещё дети слепили из снега куклу на участке детского сада и вместе с родителями раскрасили её.

Мамам, бабушкам, сестренкам к празднику 8 марта были сделаны куклы «Пеленашки».

К празднику «Масленица» были изготовлены куклы - украшения из ниток. Эти украшения были подарены детям, которые посещают другие группы детского сада.

К майским праздникам мы решили сделать куклу «Закрутка». Несколько кукол были подарены ветеранам Великой Отечественной войны, которые пришли на праздник к детям. Завершающим этапом были деревянные матрешки, которые дети расписали.

Практическая значимость: в своей работе с детьми мы постоянно замечали, насколько важно ребёнку не просто изготовить какую-либо игрушку, а обязательно «обыграть» её, включить в игровую деятельность. Сделав куколку, ребёнок всегда начинает действовать с ней, придумывать ей историю. Поэтому, подбирая задания для продуктивной детской деятельности, мы всегда стремимся к тому, что бы детские работы стали основой для их сюжетно-ролевых игр, помогли обогатить содержание.

Выводы

По результатам работы проекта «НК» стало понятно, что знакомство с историей НК и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. НК наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.

Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром НК, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного НК, изготовленным не только из ткани, а так же из других различных бросовых материалов.

В общем можно считать проект «НК» успешно реализованным.

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».

Н. Д. Бартрам

Список используемой литературы:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

2. Журнал «Цветной мир», № 1, 2009 - Народная игрушка издательство Карапуз.

3. Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.

4. Журнал. «Народная кукла и детская игра №1», 2009.

5. Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

6. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г.

7. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. ,2006;

8. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Проект «Народная кукла»
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 14:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...