Проект «Народная кукла»

Людмила Багранюк
Проект «Народная кукла»

ПРОЕКТ

«Народная кукла»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №2335

СОУО ДО г. Москвы

Заведующий: Гаранина Наталья Викторовна

Авторы проекта: воспитатели – Багранюк Людмила Владимировна, Теренина Александра Александровна.

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Проект «Народная кукла»

Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Народная кукла НК всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни НК почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Хотя игрушка и игра по-прежнему занимают важное место в социализации детей и подростков, как богатая и выразительная сфера народной культуры.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные НК служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые из этих кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение.

Богатая традиция создания НК вдохновила нас на создание проекта, посвященного ей. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую НК не купить в магазине.

Исходя из этого целью нашего проекта стало:

Познакомить детей с русской НК, её происхождением и способами изготовления.

Для реализации этой цели нам необходимо было решить ряд сопутствующих задач:

познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки;

изучить технологию изготовления куклы;

способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского костюма;

учить детей проявлять фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма;

воспитывать у детей интерес к народным промыслам;

научить детей делать куклу своими руками для себя и обучать этому своих друзей и знакомых;

показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками, русскими легендами и сказками;

развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказов об игрушке, закреплять навыки связной речи;

создавать у детей представления о добре и зле, основанные на богатых традициях русского фольклора;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Для достижения максимальной эффективности проекта мы стремились сформировать у детей знания о истории своей страны, её традициях и народных промыслах. Дети должны научиться свободно ориентироваться в названиях русского народного декоративно-прикладного искусства, различать русский фольклор, песни, потешки, прибаутки, сказки – объяснять свой выбор. При изготовлении куклы самостоятельно подбирать необходимый материал, уметь не только самому сделать куклу, но показать и объяснить этапы изготовления другим детям, не знакомым с НК.

Ресурсное обеспечение проекта начинается со знакомства детей с НК, при этом используется техническое оборудование: диапроекторы, мультфильмы, слайды, компьютер. Также используются копии репродукции картин, различные иллюстрации с русскими народными костюмами, изображения изготовленных кукол.

Для работы с детьми педагог использует методическую литературу по данной теме, периодику (журналы, изучает культуру народа, пользуется информацией из интернета.

Следующий этап представляет собой собственно изготовление НК. Для этого у воспитателя имеется необходимый материал, каждый ребенок так же должен быть обеспечен соответствующим набором меньшего размера.

Презентация проекта:

Этапы проекта.

Работу над проектом «НК» мы начали с хорошо зарекомендовавшей себя в процессе воспитания и обучения детей практикой создания «Реки времени». Суть практики заключается в том, что дети совместно с родителями подбирают картинки, на которых изображены куклы времен бабушек до наших дней. Эти картинки наклеиваются на «Реку времени» в определенном порядке:

- Когда- то, давным давно

- то, что помнят наши бабушки

- то, что знают наши родители

Также на начальном этапе мы проверили знания детей о НК при помощи вопросника. Вопросник представляет собой небольшую анкету (10-15 вопросов, которая заполняется родителями совместно с детьми. Результаты показали незаслуженное забвение НК в современном мире.

В рамках проекта нами было запланировано:

1. Изготовление пяти тряпичных кукол: «Кувадка», «День – ночь», «Пеленашка», «Закрутка», куколка из ниток.

2. Изготовление дымковской барышни из глины и ее роспись.

3. Роспись матрешки (деревянная заготовка).

Важной частью проекта стали проведенные, совместно с родителями мероприятия. В течение года планировалось посещение музея «Народного декоративно-прикладного искусства», библиотеки, выставок, связанных с русскими народными промыслами, костюмами. Также проводились круглые столы, на которых рассказывалось о происхождении НК, мастер – классы по изготовлению и применению их в быту.

Удачно зарекомендовавшей себя традицией стало делать НК к праздникам и дарить их родителям, детям, сотрудникам детского сада. Так, к ежегодно проводимому в детском саду празднику Осени и конкурсу «Осенние мотивы», мы сделали кукол из природного материала, которыми украсили группу и музыкальный зал. А в подарок гостям были подарены куклы «Кувадки». Новогоднюю елку дети украшали куклами «День – ночь».

К Рождеству, мамы вместе с детьми, слепили из глины дымковскую барышню и расписали ее. А ещё дети слепили из снега куклу на участке детского сада и вместе с родителями раскрасили её.

Мамам, бабушкам, сестренкам к празднику 8 марта были сделаны куклы «Пеленашки».

К празднику «Масленица» были изготовлены куклы - украшения из ниток. Эти украшения были подарены детям, которые посещают другие группы детского сада.

К майским праздникам мы решили сделать куклу «Закрутка». Несколько кукол были подарены ветеранам Великой Отечественной войны, которые пришли на праздник к детям. Завершающим этапом были деревянные матрешки, которые дети расписали.

Практическая значимость: в своей работе с детьми мы постоянно замечали, насколько важно ребёнку не просто изготовить какую-либо игрушку, а обязательно «обыграть» её, включить в игровую деятельность. Сделав куколку, ребёнок всегда начинает действовать с ней, придумывать ей историю. Поэтому, подбирая задания для продуктивной детской деятельности, мы всегда стремимся к тому, что бы детские работы стали основой для их сюжетно-ролевых игр, помогли обогатить содержание.

Выводы

По результатам работы проекта «НК» стало понятно, что знакомство с историей НК и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. НК наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.

Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром НК, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного НК, изготовленным не только из ткани, а так же из других различных бросовых материалов.

В общем можно считать проект «НК» успешно реализованным.

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».

Н. Д. Бартрам

Список используемой литературы:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

2. Журнал «Цветной мир», № 1, 2009 - Народная игрушка издательство Карапуз.

3. Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.

4. Журнал. «Народная кукла и детская игра №1», 2009.

5. Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

6. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г.

7. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. ,2006;

8. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Проект «Народная кукла»
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 14:00
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...