Лучший педагог года

Проект «Народные традиции и праздники»

Наталья Невучева
Проект «Народные традиции и праздники»

«Народные традиции и праздники»

Характеристика проекта :

Тип проекта : творческий.

По количеству участников: коллективный (участвуют дети подготовительной к школе группы);

По продолжительности: краткосрочный (10.01.22 г. -22.01.22г.) Участники проекта :

• Педагоги подготовительной к школе группы

• Музыкальный руководитель

• Дети подготовительной к школе группы

Актуальность

Публикация «Проект „Народные традиции и праздники“» размещена в разделах

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные традиции и праздники». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, является развитие познавательных способностей ребёнка. Интеллектуально-подкованные, гармонично - слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к народной культуре.

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Ожидаемые результаты:

• устойчивый интерес к культуре русского народа;

• знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства;

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей

III. Заключительный

• Итоговое мероприятие «Рождественские калядки»

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

План работы с детьми.

• Интегрированное занятие «Балалайка – три струны»

• Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

«Рождественские посиделки»

• Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

В результате реализации проекта :

• дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;

• у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;

• воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми, родителями социальными партнерами.

Вывод:

Проект «Русские народные праздники» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни.

Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Приложение 1

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной

группе

«Балалайка — 3 струны»

Цели и задачи:

познакомить детей с музыкальным инструментом – балалайкой, научить детей рассказывать про инструмент, развивать у детей желание играть на балалайке, знакомство со значением слова – тембр, знакомство с русским народным костюмом, прививать интерес к изучению музыкального инструмента, народного костюма, доставить детям радость.

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришла не одна. Отгадайте загадку:

«Озорной молодец, На голове бубенец,

Он игривый и смешной,

С ним мы зрителей смешим, На представленье поспешим?»

Кто это? Как вы думаете, ребята?

Дети: Петрушка!

Муз. рук: Правильно, ребята. Это Петрушка. Петрушка: (бибабо) Здравствуйте, ребята! Торопился к вам, спешил И инструмент с собой прихватил. Деревянный инструмент

Зазвучит в один момент, Струнам звонко подпевай – ка, Заиграла …. балалайка!

И в оркестре хороша, Зазвучит – поет душа!

Просит: «Поиграй-ка!»- Озорная … балалайка!

(Показывает инструмент балалайку, настоящую, а также иллюстрация балалайки) Муз. рук: А вы хотите услышать, как и где родился этот инструмент? Родилась балалайка в России. Относится к группе струнных щипковых. Балалайка – народный русский инструмент - деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Играют на балалайке щипками или бряцанием, то есть ударом указательного пальца по всем струнам. (показывает) Тембр у балалайки легкий и забавный. А знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, дирижер и балалаечник Иван Хандошкин (портрет) играл на балалайке, сделанной из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку особую чистоту и серебристость.

Ой, звенит она, звенит!

Всех игрою веселит.

А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка? Это наша балалайка!

Балалайка, балалайка, Веселее заиграй-ка!

Муз. рук:- А сейчас мы послушаем как звучит балалайка в руках настоящих музыкантов? (игра на балалайке (видео) - озорная музыка) Каждый инструмент имеет свою окраску звучания. Это называют тембром. Как вы думаете, какой тембр у балалайки?

Дети: Легкий, задорный.

Петрушка: Но балалайка может и грустить. Послушайте. (Слушание в грамзаписи напевной мелодии.)

Петрушка: А сейчас как звучит балалайка?

Дети: Грустно, напевно, мелодично, лирично.

Петрушка: А как вы думаете, как называют людей, которые играют на балалайках? Я вам подскажу - балалаечник!

Муз. рук: Сегодня Петрушка не ты один у нас в гостях. Мы сегодня в гости пригласили воспитанницу музыкальной школы Енгибарову Лизу, которая учиться играть на балалайке. Сегодня она для вас исполнит русскую народную мелодию «Во саду ли во городе»

Исполнение произведения.

Петрушка: Вот здорово!

Муз. рук: А я хочу предложить и тебе Петрушка и ребятам игру, с помощью которой мы научимся рассказывать про этот инструмент.

(Изображено в общей схеме 3 рисунка - балалайка, рука, мальчик в русском костюме)

Муз. рук: Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: какой инструмент балалайка. Что мы здесь видим? ( Ответы детей: балалайка, рука, мальчик в русском народном инструменте)

Дети: Балалайка - струнный щипковый русский народный инструмент. Тембр – легкий, задорный.

Муз. рук: А тот кто играет на балалайке как мы назовем? Правильно, балалаечник.

Петрушка: Молодцы, ребята. Как все запомнили! У меня есть много друзей, которые мечтают научиться играть на балалайке. Но у них нет балалаек.

Вот они! Посмотрите!

Муз. рук: Петрушка, не расстраивайся. Поможем мы твоим друзьям и подарим им красивые городецкие балалайки.

Петрушка: А где ж вы их возьмете? Купите что ли?

Муз. рук: Нет, Петрушка сделаем своими руками.

Петрушка: А почему эти балалайки городецкие?

Муз. рук: А потому что мы их будем украшать городецкой росписью. Вот смотри. (Обращает внимание на интерактивную доску.) Рассказ.

Муз. рук: Сейчас ребята мы Петрушку пригласим в группу и покажем как нужно украшать балалаечки. (Дети идут в группу и приступают к аппликации)

Петрушка: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Какие красивые городецкие балалайки вы изготовили. Мои друзья обрадуются. Вот теперь то они будут настоящими балалаечниками. Теперь у вас тоже есть друзья балалаечники. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда? Давайте песенку о дружбе споем?

«Песенка друзей» муз. В. Герчик. Муз. рук: Молодцы ребята.

-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (балалайка)

-Какой это инструмент? (русский народный)

-К какой группе он относится? (струнно-щипковый)

-Какой тембр у балалайки? (легкий, задорный, лиричный)

-Как играют на балалайке? (щипками или бряцанием, то есть ударом указательного пальца по всем струнам)

-Как называют людей, которые играют на балалайках? (балалаечниками)

А теперь попрощаемся с Петрушкой, поблагодарим его за интересное знакомство с инструментом, попросим его еще к нам придти.

Дети: Спасибо, до свидания!

Петрушка: Обязательно приду! До свидания, ребята, до скорых встреч.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной организованной деятельности в подготовительной группе «Народные праздники» Тема: Народные праздники. Цель: формировать познавательный интерес детей к культуре народов Крыма через знакомство с традициями обычаями,.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси»Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «Народные праздники декабря»Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «Народные праздники декабря» Назначение Материал может быть полезным воспитателям для работы с детьми. Также материал, или его фрагменты, могут быть использованы.

Многофункциональное дидактическое пособие: интерактивный театр «Русские народные праздники»Многофункциональное дидактическое пособие: интерактивный театр «Русские народные праздники» Представляю всеобщему вниманию многофункциональное пособие - интерактивный театр "Русские народные праздники", созданное в соавторстве с.

Народные праздники на Дону «Рождественские колядки»Народные праздники на Дону «Рождественские колядки» Скоморох:- Нынче праздник, у нас Святки, приглашаем на колядки, День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой. Наступило Рождество,.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Тематический альбом на липучках «Белорусские народные праздники»Тематический альбом на липучках «Белорусские народные праздники» С целью формирования у воспитанников представлений о белорусских народных праздниках, их особенностях, традициях был изготовлен тематический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народные традиции и праздники»
Опубликовано: 21 июня 2023 в 14:45
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД