МААМ-картинки

Проект «Наша матрешка»

Ольга Панюшкина
Проект «Наша матрешка»

Краткосрочный проект "Наша матрешка" в старшей группе комбинированного вида.

Краткая аннотация проекта :

Этот проект мы посвятили замечательной русской народной игрушке матрешке. В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой - это одна из частей формирования у детей патриотизма. Посредством знакомства с декоративно прикладным искусством, в частности с русскими матрешками, мы развиваем у детей познавательный интерес к истории и культуре России

Публикация «Проект „Наша матрешка“» размещена в разделах

Обоснование необходимости проекта :

Основополагающий вопрос : Для чего нужно знать историю русской культуры? Проблемные вопросы: Как я могу получить информацию об истории русской игрушки- матрёшки? Что мне для этого нужно сделать?

Образовательные вопросы: Матрёшка как один из способов изучения

исторических корней культуры русского народа, как основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Современный мир, наполненный зачастую импортными игрушками отдаляет детей от истоков своей культуры, традиций русского народа.

Проблема и в том, что родители также не приобщают детей к национальной культуре, а возможно и не знают, как это сделать.

Мы решили с помощью данного проекта вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Цели и задачи проекта.

Цель: Формирование интереса к русскому прикладному искусству, а конкретнее к русской народной матрешке.

Задачи:

1. Познакомить детей с русской игрушкой-Матрешкой, историей ее возникновения.

2. Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки.

3. Дать детям возможность ощутить радость, любовь и доброту, которые приносит эта игрушка.

4. Приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу.

5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности в изобразительном творчестве.

6. Активизировать словарь детей по теме.

Содержание проекта :

1 этап. Подготовительный

1. Изучение материала история русской матрешки.

2. Планирование работы.

3. Сбор информации из разных источников (Просмотр энциклопедий Н. Н. Леонова "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством "Русская матрешка", О. А. Скорлупова "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством", рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек, стихов о матрешках, просмотр компьютерной презентации "Наша русская матрешка")3. Организация предметно-развивающей среды по теме.

4. Изготовление пособий и игр: "Найди сходства и отличия", "Дополни узор".

5. Выставка "Какие разные матрешки"

6. Подборка русских народных хороводных песен, частушек, игр.

2 этап. Основной

Познавательная деятельность

1. Беседа "Во что я люблю играть?"

Цель: Входе беседы выяснить, какие игрушки интересны детям и почему, во что они любят играть.

2. Беседа: "Русская матрешка".

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, объяснить сколько труда вложили в изготовление таких деревянных игрушек мастера.

3. Беседа: "Откуда к нам пришла матрешка".

Цель: Познакомить детей с историей появления матрешки на Руси.

4. НОД: Познание "Какая разная матрешка".

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой. Фор-ть эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства.

5. НОД: Познание "Матрешка - символ семьи".

Цель: Дать детям представление о том, почему матрешку считают символом семьи.

6. Просмотр презентации "Наша матрешка".

Речевое развитие

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о матрешке.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Художественно-эстетическое развитие

1. НОД: Художественно-эстетич, рисование "Нарядные матрешки". (Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду", И. А. Лыкова " Изобразительная деятельность в детском саду".)

Цель: Научит детей расписывать матрешку, используя изученные приемы рисования. Формировать основы эстетического восприятия.

2. Аппликация " Платочки для матрешек". Цель: Уточнить представления детей о матрешке как народной игрушке. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. (З. А. Богатеева "Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях")

3. Лепка: "Крошки-матрешки". (А. А. Грибовская "Обучение дошкольников рисованию, лепке и аппликации")

Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение заполнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей поверхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками) .

Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зёрен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства.

4. Разучивание хороводных песен и игр по теме.

5. Развлечение "Матрешкины посиделки" Цель: Развивать интерес к праздникам и развлечениям, знакомящим с истоками культуры русского народа, его традициями и фольклором.

Физическое развитие :

1. Разучивание русских народных подвижных хороводных игр, считалок.

2. Пальчиковые гимнастики " Мы матрешки, вот такие крошки", "Мы красавицы матрешки".

Социально-личностное

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: "Куколки-сестрички".

2. Игровое упражнение" Вежливые матрешки"

3 этап. Заключительный

Цель: Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом семьи, любви и дружбы.

Проект краткосрочный, информационно - творческий, коллективный.

Ресурсы:

организационные :

воспитатели, родители, музыкальный руководитель;

инновационные: мультимедийные презентации;

Матрешка : история русской любимой куклы https://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor

матрешка - русская игрушка https://pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/

славянская культура https://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/matreshka-pod-hohlomu.html

Матрешка-самая известная русская игрушка https://selenaart.ru/post188678793

традиционные: картинки, иллюстрации, альбомы по теме, детские энциклопедии об истории возникновении матрешки на Руси, о русском народном прикладном искусстве, подборки песен, частушек, игр, книг с загадками, потешками, по теме и др.

Партнеры:

родители, музыкальный руководитель, инструктор по физо.

Целевая аудитория:

воспитанники старшей группы 5-6 лет, родители.

План реализации проекта :

№ Форма, тема, содержание Ответственный за проведение срок

1 1. Изучение литературы О. Л. Князева, Д. Л. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры",

Информационно-аналитический и энциклопедический портал "История русской матрешки.

2. Составление презентации "Наша матрешка".

3. Организация предметно-развивающей среды по теме.

4. Изготовление пособий и игр: "Найди сходства и отличия", "Дополни узор".

5. Выставка "Какие разные матрешки"

6. Подборка русских народных хороводных песен, частушек, игр.

Воспитатели, муз. руководитель октябрь

2 Работа с детьми

Беседа "Во что я люблю играть?"

Цель: Входе беседы выяснить, какие игрушки интересны детям и почему, во что они любят играть.

Беседа: "Русская матрешка".

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, объяснить сколько труда вложили в изготовление таких деревянных игрушек мастера.

Беседа: "Откуда к нам пришла матрешка".

Цель: Познакомить детей с историей появления матрешки на Руси.

воспитатели октябрь

3. Чтение худ. литературы: С. Я. Маршак "Деревянные куклы", "Матрешки". О. Головина "Сказка-крошка про матрешку".

Разучивание русских народных потешек, прибауток про матрешку.

Чтение энциклопедий: Н. Н. Леонова "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством "Русская матрешка", О. А. Скорлупова "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством". воспитатели октябрь-ноябрь

4 Рассматривание плакатов, фотографий, альбомов, картин о матрешках.

воспитатели октябрь-ноябрь

5 Пальчиковая гимнастика "Мы матрешки, вот такие крошки", "Мы красавицы матрешки". Воспитатели, логопед октябрь-ноябрь

6 НОД: Познание Какая разная матрешка". Цель: Познакомить детей с русской матрешкой. Фор-ть эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства. воспитатели октябрь

7 Просмотр презентации "Наша матрешка". воспитатели ноябрь

8 НОД: Познание "Матрешка - символ семьи". Цель: Дать детям представление о том, почему матрешку считают символом семьи. воспитатели октябрь

9. НОД: Художественно-эстетич, рисование "Нарядные матрешки".

Цель: Научит детей расписывать матрешку, используя изученные приемы рисования. Формировать основы эстетического восприятия.

Аппликация " Платочки для матрешек". Цель: Уточнить представления детей о матрешке как народной игрушке. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Лепка: "Крошки-матрешки".

Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение за-полнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей по-верхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками) .

Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зё-рен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства.

воспитатели октябрь-ноябрь

10 Организация выставки детских работ воспитатели ноябрь

11 Конструирование матрешки методом оригами.

Цель: Учить детей конструировать техникой оригами воспитатели ноябрь

12 Разучивание хороводных песен и игр по теме. Воспитатели, муз. руководитель октябрь-ноябрь

13 Итоговое развлечение "Матрешкины посиделки" Цель: Развивать интерес к праздникам и развлечениям, знакомящим с истоками культуры русского народа, его традициями и фольклором. Воспитатели, муз. руководитель ноябрь

14 Работа с родителями:

Оформление выставки матрешек, выполненных из овощей и фруктов.

Оформление альбома "Сказка про матрешку". Воспитатели, родители октябрь-ноябрь

Ожидаемые результаты проекта :

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Организация выставки детских работ "Какие разные матрешки".

Оформление выставки матрешек, выполненных из овощей и фруктов детей и родителей. "Веселые матрешки".

Оформление альбома "Сказка про матрешку", совместно с родителями.

Проведение итогового развлечения "Матрешкины посиделки" совместно с родителями.

Перспективы: В настоящий момент проект "Наша матрешка" еще не закончен. Мы с детьми продолжаем узнавать много нового об истории возникновения матрешки, процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, о том, почему матрешка считается символом России и пользуется всенародной любовью.

Уже оформлена выставка детских работ "Какие разные матрешки", а также и выставка совместного творчества детей и родителей "Веселые матрешки".

В дальнейшем мы планируем продолжать наш проект, узнавать много нового и интересного об этой замечательной русской игрушке. С помощью родителей, которые с удовольствием откликнулись и вовлеклись в работу проекта, мы планируем оформить новый и интересный альбом для детей о матрешке, книгу сказок собственного сочинения"Сказки про матрешку" провести совместное развлечение "Матрешкины посиделки.

Литература:

1. Алексахин Н. Н. "Матрешка", М: издательство "Народное образование" 1998г.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.

3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.

4. Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.

5. Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", С-П, издание "Акцидент" 1997г.

6. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.

7. Шихов К. И. "Нижегородская Отчина", Н. Новгород, издательство "Русь" 1993г.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка» Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке,.

Конспект открытого занятия по художественному творчеству. Аппликация «Наша сказочная матрешка» Конспект открытого занятия НОД по художественному творчеству (аппликация) для детей 3-4 лет. Тема: «Наша сказочная Матрешка» Главная цель.

Конспект занятия в средней группе «Наша добрая матрешка» Тема: «Наша добрая матрешка»Пр. зад. : Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства –.

Проект по ФЭМП «Башкирская матрешка» .

Проект «Русская матрешка» Актуальность:   Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет –.

Проект «Русская матрешка»Проект «Русская матрешка» Проект "Русская Матрешка» Проект составили воспитатели Миклухина Екатерина Аркадьевна. Проект реализуется с детьми 4-5 лет. Вид проекта:.

Проект «Откуда пришла матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка» Проект «Откуда пришла матрешка» Для детей средней.

Проект «Откуда пришла матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка» Проект «Откуда пришла матрешка» Для детей средней.

Проект «Русская матрешка» Разработчик проекта:Платонова Оксана Николаевна. Тема проекта:«Русская матрешка». Проблема:У большинства из нас детство связано с любимыми.

Проект «Русская матрешка — любимая игрушка» ПРОЕКТ "РУССКАЯ МАТРЕШКА - ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА!" 1. Паспорт проекта Название проекта: «Русская матрешка – любимая игрушка». Авторы проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наша матрешка»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 16:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД