Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)

Галина Павлова
Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)

Цель: развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на земле через исследовательскую деятельность

Личностно-ориентированные задачи:

Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, альбом, коллаж).

Образовательные задачи:

Уточнить и пополнить знания о воде, ее свойствах.

Систематизировать и углубить представления о воде как факторе экологического благополучия и причинах его нарушения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание и умение беречь воду, понимать ее значение для окружающей среды как основного природного ресурса.

Ход реализации:

I этап – подготовительный.

1. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта

2. Оформление информационного уголка для родителей:

• консультации для родителей «Эксперименты на кухне», «Расскажите о воде»

• рекомендации по проведению беседы с ребенком

3. Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и экспериментов.

4. Разработка конспектов занятий по теме «Берегите воду»

II этап – практический

Познавательное занятие «Вода – источник жизни».

Задачи. Показать значение воды в жизни природы. Уточнить знания о том, что в морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из рек и озер: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.

Материалы: кукла Незнайка, глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема с изображением пути воды из реки в дом по водопроводным трубам. Ширма «Кому нужна вода», трехлитровая банка с водой, стаканы пустые, стаканы с грязной водой, марля. Стаканы с пресной и «морской» водой (растворенная соль). Картинки с изображением морских и речных обитателей, бытовой фильтр для воды.

Методы и приемы обучения: игровой момент, рассказ, беседа, сравнение (количество морской и пресной воды на Земле (глобус, попробовать на вкус пресную и соленую воду, эксперимент, рассуждения.

Краткое содержание занятия:

Часть 1. игровая проблемная ситуация, загадки о воде, знакомство с ее количеством на планете, пробуем воду, прослеживаем ее путь в дом.

Физкультминутка «Насос»

Часть 2. Знакомство с фильтром. Эксперимент по очищению воды, беседа о значении чистой воды

Часть 3. беседа с Незнайкой о том, как надо относиться к воде. Как мы можем ее сберечь. К кому нужно обратиться, если неисправен кран.

Практическое занятие «Растениям для жизни нужна вода»

Цель: формирование у детей знаний о зависимости состояния растений от влажности почвы, о потребности в воде и о значении полива.

Задачи: учить детей определять степень удовлетворенности в воде по состоянию почвы и внешнему виду растений (при недостатке воды листья становятся мягкими, опускаются). Выявить у детей интерес к растениям как живым организмам и пробудить желание заботиться о них.

Материалы и оборудование: для каждого ребенка комнатное растение, лейка с водой, лупа. Для каждого – схемы: «Как вода из почвы поступает к растению», «Комнатные растения, которые поливали и нет», «Правильный полив комнатного растения».

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, наблюдения, практическая деятельность.

Беседа «Жизнь в воде»

Цель: Расширить представления о жизни в воде, о загрязнении воды человеком.

Задачи: уточнить знания о речных обитателях; дать понятие о том, что человек своей деятельностью может загрязнять реки – от мусора вода портиться и гибнут рыбы.

Материалы и оборудование: кукла «Незнайка», «башмак», географическая карта, иллюстрации с изображением больших и малых рек, фотографии речки Кава, вырезки из газет, предметы речного происхождения (ракушки, камни, песок и т. д.).

Краткое содержание:

Приходит Незнайка и показывает, какую рыбу он поймал в реке Кава. Он удивляется: как башмак попал в речку? Просит помочь разобраться. Дети с воспитателем рассуждают. Незнайка спрашивает детей: а они засоряют речку, пруд?

Сделать вывод с детьми о том, как можно защитить речных обитателей. Водоемы нельзя загрязнять, бросая туда мусор.

Экспериментирование «Живая вода»

Цель: подвести детей к пониманию значения воды для жизни.

Материал: заранее срезанная веточка быстро распускающегося дерева, баночка с наклейкой «Живая вода».

Содержание опыта:

Вместе с детьми рассмотреть веточку. Поставить ветки в воду и объяснить детям, что одно из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому. банку с ветками поставить ближе к свету. Через некоторое время ветки «оживут». Предложить зарисовать опыт с веткой в своем дневнике наблюдений.

Вывод: вода обладает великой силой, но ее надо беречь.

«Как грязная вода может попасть в растения»

Цель: показать, что вода растворяет некоторые вещества, и они вместе с водой могут попасть в растения.

Содержание опыта:

Воспитатель: «Мы с вами знаем, что животные, если им не понравится запах или вкус воды, могут и не пить такую воду, а вот что будет с растениями, если мы их польем «загрязненной водой?».

Ответы детей.

Воспитатель предлагает растворить в оде по очереди различные вещества (песок, мел, пищевой краситель). Затем нужно поставить черешки бальзамина в воду с красным красителем. Черешки через некоторое время становятся красными.

Вывод: растение берет воду вместе с красителем и приобретает красный цвет; а в природе, если пролить бензин, растворитель и т. п., растение впитает в себя вместе с водой эти вещества и погибнет.

«Вода в природе»

Цель: подвести к пониманию, что вода в природе бывает разной температуры.

Материалы, оборудование: стаканчики с холодной и горячей водой, термометры, бутылки с водой (в пробках дырочки, термос с горячей водой.

Содержание опыта:

Вспомнить с детьми правила безопасности. Беседа о горячей и холодной воде. Дети измеряют температуру воды, делают зарисовки в дневниках.

Рассказать, что в реках, озерах и морях вода бывает разной температуры: теплая и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Предложить представить себя рыбками и сказать, какую бы они выбрали воду – теплую или холодную, грязную или чистую.

В холодных морях и реках живет меньше животных и рыб, чем в теплых. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходить из-под земли на поверхность. Это гейзеры, от них, как и от термоса с горячей водой идет пар. «Как вы думаете, может ли жить кто-нибудь в таком горячем «доме»?». Жильцов там очень мало, но они есть, например, некоторые водоросли.

Предложить самим сделать гейзеры-фонтаны. Взять с бутылки с водой и с силой сжать. Воздух выталкивает воду наверх, получаются брызги.

Вывод: вода не только дома, но и в природе бывает разной температуры, и везде есть растения и животные.

Коллективная работа-коллаж.

«Берегите воду – символ жизни на земле!»

Задача: учить детей составлять коллаж из картинок, принесенных из дома (животные, рыбы, цветы, деревья и т. д.) и нарисованных в группе. Развивать творческие способности. Закрепит ранее полученные знания о природе и значении воды для нее.

Краткое содержание:

Варежка «капелька» приходит к ребятам и рассказывает о своих подружках капельках. Дети не до конца закрыли кран, уже накапало пол литра воды, разве людям не нужна вода? Дети закрывают кран. Воспитатель спрашивает, что делать с водой в банке. Высказывания детей (отстоять и полить цветы, налить в «непроливайки» для рисования и т. п.)

педагог предлагает вместе с детьми сделать коллаж – «напоминалку» про воду. Дети размещают картинки с изображениями тех, кому необходима водя для существования. Размещают вокруг капельки воды, нарисованной в середине ватмана. Затем вешают коллаж в группе.

Беседа с сантехником «Как мы можем сами сберечь воду?»

Задачи: расширить представления детей об использовании воды в быту (в детском саду и дома, развивать умение слушать и задавать вопросы, оформить картотеку, как можно использовать воду из протекающего крана.

Материал: инструменты сантехника, картинка-схема «Использование натекшей воды», картонные капельки

Краткое содержание: заранее подготовить вопросы сантехнику. Прочитать стихотворение

«Разговор капель, падающих из-под неплотно закрытого крана».

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Беседа с сантехником о том, в какую группу его чаще всего зовут ремонтировать кран и трубы и какие он использует инструменты.

Он дает картонные капельки и предлагает разместить их там, где больше всего нужна вода. Дети рассказывают, показывают и вешают капельки (для мытья посуды, полива цветов и т. д.)

Вывод: надо плотно закрывать кран, а если он неисправен, вызывать сантехника.

Беседа об экологии

Задачи: дать знания детям о том, как в нашей стране и других странах заботятся и берегут природу. Изготовить вместе с детьми знаки «Правила поведения у водоемов».

Материал: фломастеры, бумага, картонные круги. Плакаты, призывающие беречь и защищать природу.

Краткое содержание:

Чтение стихотворения С. Михалкова «Полянка». Вспомнить, как мы рисовали плакаты перед новым годом «Берегите елку – красавицу наших лесов». Показ плакатов, призывающих защищать природу, рассматривание, что на них изображено.

Предложить изготовить запрещающие знаки «Что нельзя делать у рек и воды»

Игра «Ручек»

Привести слова А. де Сент-Экзюпери о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама Жизнь… Ты самое большое богатство в мире.»

Высказывания детей.

Вывод: мы должны беречь природу, а именно: не сорить, не ломать деревья, не обижать животных, беречь воду.

Развлечение «Вода в сказках»

Цель: вспомнить вместе с детьми, как и для чего использовалась вода в жизни сказочных героев.

Используются произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одновременно в рамках проекта в совместной и самостоятельной деятельности с детьми также проводились сюжетно-ролевые игры «Мы сантехники», «Юные экологи», «Мы – исследователи», инсценировка по сказке Н. Рыжовой «Новая сказа о золотой рыбке». Читали художественную литературу, заучивали стихи, загадки, пословицы.

Работа с родителями.

Домашние задания (по желанию)

1. Провести дома опыты «Волшебница вода»

Цель: заинтересовать родителей, побудить на поиски интересных экспериментов, проведению их с ребенком дома, чтобы он самостоятельно показал их в группе.

2. Сочинить сказку о воде

3. Подготовить плакат «Как я могу помочь природе»

4. Консультация для родителей: «Как в домашних условиях можно беречь воду»

5. Предложить дома посмотреть мультфильмы на экологическую тематику и обсудить их: «Лунтик», «Смешарики» и др.

III этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта.

2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

Публикации по теме:

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Творческий проект «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» Участники проекта: педагоги ДОУ, дети и их родители. Вид проекта: информационно- исследовательский. Длительность проекта: 10 дней. Причины.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...