Получи документы

Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий

Юля Шиянова
Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения. Наиболее распространёнными из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Публикация «Проект НОД „Ярмарка расписных игрушек“ с использованием инновационных педагогических технологий» размещена в разделах

Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствует повышению качества образования среди дошкольников.

В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют ИКТ - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

В своей работе мы применяем ИКТ для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

Сегодня мы попытаемся показать, как это «выгодно» уметь, использовать и совершенствовать свои навыки компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования на примере сценария интегрированной непосредственно – образовательной деятельности (НОД) «Ярмарка расписных игрушек» для детей старшего дошкольного возраста, ведущей педагогической идеей которого является формирование у детей представления о видах художественных промыслах России, используя ИКТ.

При подготовке мы учитываем санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность НОД составляет 25-30 минут с детьми старшего дошкольного возраста.

С целью развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача : сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, создавать положительную эмоциональную обстановку, а также развивать мыслительные способности. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей практике мы используем мультимедийные презентации, которые созданы с учетом возрастных особенностей дошкольников, и включают: занимательные вопросы, логоритмические игры, загадки, красочные анимированные слайды, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД.

Для проведения НОД «Ярмарка расписных игрушек» была проделана большая подготовительная работа: подобран материал, продуман вид и ход занятия, его методические принципы и приемы, выполнены авторские иллюстрации, подобран музыкальный материал. Поэтому НОД, на наш взгляд, получилась не только воспитывающей и познавательной, но и интересной, творческой, пронизанной фантазией и воображением педагогов и детей.

На данной НОД дети наглядно знакомятся с многообразием русских народных промыслов. В саду организована постоянно действующая выставка предметов русского народного быта: донце, веретено, прялка, детская колыбель, самовар, подносы, сундуки, посуда и другое. Эта наглядность дает возможность детям познакомиться с предметами старины своих предков, и у них возникает желание сделать что-то своими руками. В саду периодически проводятся выставки детских работ, которые они создают вместе с родителями.

При работе над НОД «Ярмарка расписных игрушек» широко применяются средства ИКТ: мультимедийные изображения выводятся на экран при помощи проектора, демонстрируются презентации, записан и звучит голос за кадром, используется фонограмма и т. д. Также мы предлагаем детям, держа в руках, показать зрителям предметы народного творчества (расписные ложки, шкатулки, игрушки, керамику и др.) и выводим подобную картинку на экран.

При виде знакомых предметов у ребенка развивается ассоциативная память, выстраивается логическая цепочка. А когда на экран выводится слайд с загадкой или стихотворением, это позволяет детям «увидеть» их, прочитать (ведь некоторые дети уже это умеют, и, отгадав загадку, дошколята могут проверить себя, щелкнув кнопкой и увидев правильный ответ.

С использованием средств ИКТ дети совершили путешествие в мир русских народных промыслов за 25-30 минут. Дошкольники узнали, что такое керамика Гжели, дымковская игрушка, городецкая и хохломская роспись. В ходе действия девочки и мальчики были одеты в сшитые нами костюмы, украшенные фрагментами росписи гжели, городца, хохломы, дымки. Они спели песню «Прялица», русские народные частушки, исполнили танцы «Ложки хохломские», «Гжель», хоровод «Ярмарка золотая». Дети с большим удовольствием и непосредственностью изобразили персонажей ярмарки расписных игрушек : скоморохов Матрены и Ерёмы, бойких продавцов, покупателей и зевак на ярмарке.

В конце НОД дети показали домашнее задание: сделанные ими поделки из природных материалов, пластилина, рисунки. При помощи сканера и фотокамеры мы воспроизвели их и сделали слайд – шоу. При его просмотре дети узнавали свои работы, были очень довольны и радовались вместе с родителями и педагогами.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут с помощью педагогов и родителей приобщиться к художественному творчеству.

Чередование демонстрации теоретического и практического материала помогает добиться поставленной цели: улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения.

Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам : значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое другое. Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты:

- у детей повышается мотивация к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения;

- дети легче усваивают понятия: народные промыслы, предметы старины, ярмарка и т. д. ;

- значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков и пр.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада обладает рядом преимуществ:

1. Представление информации с использованием мультимедийных средств и в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2. ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств.

3. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе НОД либо увидеть в повседневной жизни.

Однако хочется отметить, что любое, даже самое совершенное мультимедийное средство, не может заменить высококвалифицированного педагога. Это лишь средство, вспомогательный обучающий материал. Оно не может заменить традиционные методы и технологии, а является дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием ИКТ является комплексным и сочетает в себе как традиционные, так и мультимедийные средства воспитания и обучения.

Мы считаем, что данный опыт работы можно использовать и в дальнейшем как самим, так и другими педагогами детских дошкольных учреждений.

И в заключение хотелось бы сказать, что использование ИКТ в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Использованные источники :

1. М. Ю. Картушина. Народные праздники в детском саду. М., 2007 г.

2. В. М. Пашнина. Жили-были, хоровод водили. Ярославль, 2005 г.

3. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду (методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей). М, 2005 г.

4. Библиотека фольклора. Песни, припевки, частушки. Сост. Г. Выстрелов М., 2004 г

5. З. Ф. Аксенова. Традиционные праздники и развлечения в детском саду. М., 2003 г.

6. В. М. Григорьев. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.

Публикации по теме:

ИКТ в индивидуальной работе с детьмиИКТ в индивидуальной работе с детьми Значение ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками Все чаще в индивидуальной работе с детьми использую ИКТ. И это не дань времени. Считаю,.

Применение здоровьесберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании. Процесс реорганизации всей системы образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 20:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД