Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Ольга Тетенькина
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Предмет (направленность): Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье”, «Безопасность»

Возраст детей: средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Место проведения: средняя группа.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень по-верхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. Особенно это касается моральных и культурных принципов. Если ребенок воспитан не на рус-ских народных сказках, а, например, на жестоком японском аниме или сомнительной морали американских мультиках, то это только повод для сожаления.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведе-ниями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспи-танию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культур-ные ценности нашей Родины.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению

В связи с введением Федеральных государственных требований метод проектов актуален в свете задач модернизации образования, направленных на развитие способностей, мышления, формирование практических навыков и позволяет перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный

Возраст: 4-5 лет.

Участники: педагог, учитель-логопед, музыкальный руководи-тель, дети и родители средней группы.

Актуальность: В современных условиях жизни у детей наблюда-ется снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выра-зительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое от-ношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художе-ственным способом познания окружающей действительности че-ловеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

Цель:

Активизация познавательной и речевой деятельности детей.

Закрепление и систематизация знаний детей о русских на-родных сказках.

Развитие познавательных процессов, творческой активности и коммуникативных навыков.

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

• Научить различать виды русских народных сказок.

• Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.

• Формировать нравственные представления о моделях пове-дения.

РАЗВИВАЮЩИЕ

• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи.

• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

• Содействовать развитию элементарных навыков продуктив-ной деятельности.

• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда

Поэтому, я выделила следующие вопросы проекта:

Основополагающий вопрос:

• Чему учат сказки?

Проблемные вопросы:

• Откуда берутся сказки?

• Нужны ли детям сказки?

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Данный проект сочетает в себе интеграцию следующих образовательных областей:

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Музыка»

«Социализация»

«Труд»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Безопасность»

Методы и приёмы реализации проекта:

• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.

• Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки», «Угадай сказку».

• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации

• Работа с библиотекой КГДк.

• Выставки поделок, рисунков и аппликаций.

• Участие родителей в проведении выставки книг, изготовле-нии масок и декораций.

Ожидаемые результаты:

Данный проект позволит в условиях образовательного процесса доу:

• Расширить и творчески применить знания детей

о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности

• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе

Материально-технические ресурсы проекта:

• Литература, иллюстрации, мнемотаблицы.

• Музыкальный центр

• DVD плеер

• Ноутбук

Проектор

• Фонограммы русских народных песен.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

• Проведение мониторинга знаний о русских народных сказках.

• Накопление педагогами «информационного» багажа по теме проекта.

• Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и родите-лями.

• Подбор наглядных материалов.

• Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

• Подбор литературы, пословиц, поговорок, загадок.

• Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.

2. Основной этап

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эф-фективных методов и приемов по расширению знаний дошко-льников русских народных сказок.

• Выставка детских работ.

• Накопление методических материалов.

• Изготовление рекомендаций по проблеме «Какие сказки читать детям.

3. Заключительный этап

• Презентация проекта.

• Выставка книг «Калейдоскоп сказок».

• Показ драматизации русской народной сказки.

Результаты проекта:

• Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса

• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре.

• Расширился кругозор детей.

• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков

• Расширился и активизировался словарный запас детей

• Улучшилась мелкая моторика рук

• Проявилось активное участие воспитанников и родителей к приобщению к истокам русской народной культуры

Прикреплённые файлы:

proekt-po-skazkam-kopija_5ci3t.ppt | 6724 Кб | Скачан: 437
 
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 22:29
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...
Всемирный день снеговика.
Всемирный день снеговика Из сказок дети знают, где живет Дедушка Мороз и его любимая внучка Снегурочка. А вот как и откуда появился снеговик, не знают....
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Дети ждут новогоднего чуда Волшебник открывает праздник...
Мастер-класс по изготовлению поделки для выставки на тему: «Зимушка-зима». «Веселые...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и пролетели новогодние праздники, время сказки и волшебства. Но не нужно унывать. Можно, для хорошего настроения,...