Лучший педагог года

Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

Ирина Кувалдина
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

(старший дошкольный возраст).

Проблема нравственного воспитания была и остаётся одной из самых актуальных на всех этапах развития общества.

Основу теоретического изучения проблемы нравственного воспитания заложили положения Е. В. Водовозовой, Л. Воюевой, О. С. Газмана, и других. Данные источники помогли мне всесторонне и достаточно глубоко определить место нравственного воспитания в системе формирования базовой культуры личности ребёнка, подобрать психолого-педагогические условия, способствующие его нравственному развитию.

Публикация «Проект нравственного воспитания детей „Уралолюбие“» размещена в разделах

Мною была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, применив метод проектирования.

Для достижения поставленной цели мною был сформулирован комплекс задач:

1. Изучить теоретические основы проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогических исследованиях.

2. Определить комплекс психолого-педагогических условий, способст-вующих нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

3. Подобрать диагностическое сопровождение экспериментального исследования.

4. Проанализировать полученные данные и сделать вывод о влиянии условий на становление нравственности ребенка- дошкольника.

Научная новизна проблемы заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована целесообразность применения проектного метода нравственного развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей;

2. Подобраны психолого-педагогические условия, способствующие эффек-тивности воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственному воспитанию.

Практическая значимость.

На основе общенаучных принципов разработан проект нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, основанный на современных подходах в обучении и воспитании с учётом регионального компонента «Ураловедение».

Теоретическое изучение проблемы позволило мне на практике составить и реализовать проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие».

В Концепции краеведческого образования Челябинской области сказано: «на этом этапе невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка. Но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптивными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребёнку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает в семье и в детском саду. Через детские книги, радио- и телепередачи. В ДОУ ознакомление дошкольника с подобной информацией возможно в игровой форме и форме специальных занятий в зависимости от возраста»

Этапы работы:

На первом этапе проводилось изучение проблемы нравственного воспита-ния, подобрана философская, психолого-педагогическая литература, что позволило сформулировать исходные позиции работы. На этом этапе было проведено обобщение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по проблеме, была определена рабочая гипотеза.

На втором этапе мною разрабатывался комплексный проект нравственного воспитания «Уралолюбие». Были определены цели, задачи и отбор методов работы с детьми, диагностического сопровождения, апробация проекта, анализ результатов.

На третьем этапе - обобщение, систематизация и описание полученных ре-зультатов, внедрение результатов работы в практику дошкольного учреждения.

Осуществление данного проекта проходило через все виды детской деятельности.

Таким образом, была разработан комплексный проект поэтапного воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для формирова-ния нравственных качеств с учётом регионального компонента Ураловедения.

Каждый этап работы предусматривает решение определё нных задач:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста.

2. Информационно-просветительская работа с родителями.

3. Организация целенаправленной работы с педагогами ДОУ по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста.

I. Первоначально был разработан перспективный план работы в данном на-правлении. (приложение 1)

2. Затем внесены изменения в предметно-развивающую среду ДОУ № 19:

a) оформление интерьера учреждения элементами Уральской тематики : по сказам Бажова;

б) создание экспозиций по темам Краеведения

в) наполнение экспонатами:

• народная утварь, мебель, игрушки и др. ;

• декоративно-прикладное искусство страны и Урала;

• природные богатства и растения Урала (гербарии, открытки);

• карты, гербы, флаги России, Урала, города;

• фотоматериалы, альбомы, книги, брошюры, открытки о городе Коркино;

• мини-музеи – информация о предприятиях города и их продук-ции;

• макеты микрорайона, детского сада;

• библиотека Уральских писателей;

• картинная галерея ;

• альбомы выпускников разных лет;

• народные костюмы;

• аудио- и видеозаписи гимна России, колокольных звонов, песен о родном городе.

г) изменение интерьера группы:

-опытнический центр (опыты с природными материалами

Урала);

-декоративно-прикладное искусство Урала;

-фотовыставки о жизни группы, детского сада;

-фотоматериалы о семьях детей, семейные газеты, альбомы;

-авторские выставки детского рисунка;

-книги, альбомы о городе, России, Урала.

3. Основные темы проектов перспективного плана были проведены через все виды деятельности:

• игру;

• познавательные виды деятельности;

• продуктивные виды деятельности.

4. Для более полного представления детьми знаний об истории и традициях Урала проводились праздники, развлечения, посиделки, спектакли для детей и родителей. Также во все виды деятельности детей включались игры-драматизации, игры-театрализации, игры-реконструкции, игры путешествия (приложение № 2).

5) Кроме того, в воспитательно-образовательной работе использовались сле-дующие методы:

• целевые прогулки и экскурсии;

• наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

• рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;

• беседы с детьми о родном городе;

• использование детских художественных произведений, диафильмов, репро-дукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

• разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

• знакомство детей с декоративной народной росписью;

• наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

• привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);

• личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающее активное участие в общественной жизни

После реализации данного проекта была проведена оценка уровня нравственного воспитания детей с использованием диагностической методики Калининой Р. Р. Полученные результаты указывают на существенную разницу итоговой диагностики (приложение № 2) :

• общий уровень нравственного развития детей значительно повысился - на 41%;

• большая часть детей 53% дают чёткую оценку поступкам;

• в поведении детей не обнаруживаются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом, в играх дети уступают друг другу;

• прослеживается положительная направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам;

• дети знакомы и руководствуются нравственными нормами и правилами.

Проведение диагностического исследования показало положительную динамику, по сравнению с данными на начало работы по программе. Установленные в процессе реализации проекта «Уралолюбие» дружеские взаимоотношения, постепенно переходят и в повседневную жизнь; дети стали более внимательны друг к другу, снизился уровень агрессивных проявлений; дети стали более внимательны друг к другу, демонстрируют положительную нравственную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.

На мой взгляд, проведённая работа по нравственному развитию детей дала возможность повысить его уровень, показала пути совершенствования воспита-тельно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Таким образом, реализация проекта «Уралолюбие» показала свою эффективность.

Но проблема нравственного воспитания является сложной и многоаспектной. В перспективе я планирую продолжение работы по выбранной проблеме. Дальнейшее исследование этой проблемы будет осуществляться в следующих направлениях:

• разработать проекты : «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живём»

• адаптировать проекты к условиям дошкольного учреждения

Список использованной литературы

1. Алексеева Т., Проскурякова Ю., Игры по краеведению // Обруч, 2003.-№6.-

С. 20-23

2. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.

Сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, изд., испр, и доп,- М. : Просвещение, 1989.

3. Калинин Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и

социальное окружение: Автореф. Канд. психол. Наук СПБ, 1999.

4. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия,

игры, упражнения СПб: Изд-во «Речь «, 2001.

5. Нестеренко И. Мини-музей в ДОУ //Обруч, 1997.-№5.- С. 30-32

для студентов педагогических институтов- М, : Просвещение, 1980

6. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей

дошкольника. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.

7. Якобсон С., Чернавина С., Верейкина О. Материалы к программе

морального воспитания детей 5-7 лет //Дошкольное воспитание № 4,5,6,

1999.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Автор публикации:
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 09:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД