Оксана Анилина
Проект осени «Королева рыжих листьев»
Проект «Королева рыжих листьев» в разновозрастной группе.
Тип проекта : краткосрочный (c 15.09.2019 по 15.10.2019).
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 3-6 лет.
Руководитель проекта : Анилина Оксана Николаевна.
Публикация «Проект осени „Королева рыжих листьев“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : помочь увидеть многообразие осени; уточнить представление о названиях, форме, цвете овощей и фруктов и о местах их произрастания; развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Прививать интерес к осени через изготовление поделок по данной теме.
Задачи проекта :
• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними;
• формировать у детей умение вести наблюдения за неживой природой.
• развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой);
• развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
• развивать творческие и познавательные способности детей;
• воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Актуальность: тема этого проекта была выбрана не случайно. Нами было замечено, что дети за год подзабыли основные признаки осени, в связи с чем нам захотелось расширить и углубить знания детей об осени, ее основных признаках, ее дарах, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. Это, конечно, заметили дети. Но в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Кроме того, младшие дети не знают, какие дары преподносит нам осень и чем заняты животные в это время года. Учитывая все вышеперечисленное, была определена такая тема.
Ожидаемые результаты: на основе систематизации и обобщении знаний дети накопят знания о признаках осени, о ее дарах, о местах произрастания овощей и фруктов. Создание композиций с родителями «Осенняя фантазия» будет способствовать у детей развитию творческих способностей, мелкой моторики, формированию умения анализировать предметы по цвету, величине, форме.
Продукт проектной деятельности : праздник - утренник «Играет красками природа, опять осенняя пора…».
I этап. Подготовительный.
Работа педагогов:
1. Подобрать методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
3. Подготовить темы бесед с детьми об осени, ее основных признаках, о дарах осени, о поведении животных и птиц в осеннее время.
4. Подобрать стихотворения, сказки и загадки об осени, овощах и фруктах.
5. Подобрать подвижные игры, пальчиковые гимнастики и физкультминутки по данной теме.
6. Подобрать информацию для папки-передвижки и консультаций для родителей.
7. Разработать план итогового мероприятия.
8. Составить перспективный план мероприятий.
9. Оформить групповое помещение.
Работа с детьми: беседы о временах года, их признаках, о том, чем они отличаются друг от друга, рассматривание иллюстраций с временами года.
Работа с родителями: введение в тему проекта, обсуждение с родителями плана реализации проекта, выявление ресурсов.
II этап. Реализация проекта.
Работа с детьми:
Ежедневно: наблюдение за погодой, за растениями, за поведением птиц, животных, насекомых; беседы об осени и ее основных признаках с целью закрепления этих знаний; разучивание и повторение песен и стихотворений к празднику осени.
1неделя. Беседа «Осень и ее дары». Цель: закреплять и углублять знания детей об осени, об осенних изменениях в природе, о дарах, которые она нам преподносит; формировать обобщающие понятия «фрукты», «овощи», «ягоды» и умение отличать их друг от друга; развивать речь, память, мышление.
Наблюдение за погодой. Цель: обратить внимание детей на осенние изменения в природе : становится прохладнее, листья желтеют (меняют окраску) и опадают, день становиться короче, а ночь длиннее и т. д.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…». Це
ь: разучить физкультминутку.
Дидактическая игра «Дары природы».
Лепка «Корзинки с ягодами». Цель: закреплять понятие «дары осени», обобщающие понятие «ягоды»; закреплять умение работать с пластилином: деть его на две неравные части, катать круглые формы между ладонями, делать углубления при помощи пальца, катать продолговатые формы между ладонями и т. д.
Рисование натюрморта «Дары осени». Цель: формировать умение рисовать овощи (огурец, помидор и тыква); закреплять знания об осени и ее дарах; закреплять умение пользоваться акварельными красками и кистью.
Лепка с элементами рисования «Дождик, дождик, что ты льёшь».
Аппликация с элементами лепки «Солнышко», «Листопад».
Чтение и театрализация сказки «Репка». Цель: развивать речь, память, артистичность, умение внимательно слушать и сопереживать героям сказки. Индивидуальная работа со стеснительными детьми с целью избавления их излишней стеснительности.
2 неделя. Занятие по знакомству детей с миром природы «Животные и птицы осенью». Цель: закреплять знания об осени; формировать знание об изменениях поведения и жизнедеятельности животных и птиц, связанных с осенними изменениями в природы; формировать понятие «перелетные птицы».
Наблюдение за погодой.
Разучивание стихотворений и песен к осеннему утреннику.
Раскрашивание раскрасок с изображением осенних пейзажей и животных осенью.
Разучивание подвижной игры «У медведя во бору». Цель: развивать двигательную активность, память, речь, способствовать улучшению настроения, формировать умение следовать правилам игры.
Лепка «Грибная семейка», «Грибная дорожка».
Рисование «Грибной дождь», «Весёлый дождик».
Аппликация «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём».
3 неделя. Аппликация с элементами конструирования «Пригласительная открытка для родителей». Цель: закреплять умение складывать лист бумаги пополам путем приложения уголка к уголку; формировать умение работать с природным материалом (осенними листьями); закреплять умение пользоваться клеем и кистью; формировать понятие «пригласительная открытка», чем пригласительная открытка отличается от поздравительной.
Наблюдение за погодой и за поведением птиц осенью. Цель: развивать наблюдательность и умение видеть красоту природы; закреплять понятие «перелетные птицы».
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…». Цель: закрепление физкультминутки.
Наблюдение за погодой, птицами и насекомыми.
Лепка «Гусенички на прогулке», «Грозди рябины».
Рисование «Осень дарит творчество».
Аппликация «Весёлый зонтик».
4 неделя. Лепка «Улитки и грибочки». Цель: закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе, поведении животных осенью; закрепить знания о жизнедеятельности гксениц осенью; формировать умение использовать в своем творчестве природный материал (каштаны для грибов и улиток); развивать воображение, мышление; закреплять умение работать с пластилином.
Рисование «Спелые яблоки на яблоне».
Аппликация «Осенняя берёза».
Подвижная игра «Ёжик-ёж, колючий очень…». Цель: повторить и закрепить подвижную игру.
Наблюдение за погодой.
Повторение песен и стихотворений к осеннему утреннику.
Оформление коллективной творческой работы «Осень золотая». Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания об осени, об изменениях в природе, о поведении животных и птиц в это время года, о дарах, которые преподносит нам осень и т. д.
Наблюдение за погодой, растениями, животными и птицами.
Повторение стихотворений и песен к утреннику.
Повторение и закрепление подвижных игр и физминутки.
Работа с родителями: консультация с рекомендациями для родителей «Пора золотых поделок», совместное разучивание стихотворений к осеннему утреннику, участие в конкурсе совместных творческих работ из природного материала «Осенняя фантазия».
III этап. Итоговый.
Работа с детьми: проведение осеннего утренника «Играет красками природа, опять осенняя пора…», оформление коллективной творческой выставки «Осенняя фантазия».
Работа с родителями: приглашение на осенний утренник.
Жизнедеятельность проекта.
В течение проекта были проведены беседы об осени, основных изменениях в природе осенью, о «дарах осени» - овощах и фруктах, о поведении и жизнедеятельности животных и птиц в осенний период, было закреплено понятие «перелетные птицы». Также были проведены занятия и мероприятия по творческому развитию детей: рисования, аппликации, лепки. Ребята раскрашивали раскраски с изображением осенних пейзажей, учили стихотворения и песни об осени, играли в дидактические игры «Дары природы», «Перелетные птицы» и др. Кроме того, были разучены подвижные игры и физкультминутки. Также проводились ежедневное наблюдение за погодой и изменениями в природе. В результате всего вышеперечисленного дети закрепили и углубили имеющиеся знания об осени, а также узнали много нового и интересного.