МААМ-картинки

Проект «От зерна до каравая»

Наталья Павлова
Проект «От зерна до каравая»

ПРОЕКТ «От зерна до каравая»

ВИД ПРОЕКТА : информационно-исследовательский.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети старшей группы, воспитатели и родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Меняются времена, меняется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хлеб в нашей стране- это символ благополучия и достатка. Хлеб является результатом кропотливого труда множества людей. «Хлеб – всему голова» - не пустые слова, а народная мудрость. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью, иногда даже не задумываясь о самом слове и значении слова «хлеб». Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Для того чтобы воспитать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобов и пекарей, гордость за нашу Родину и патриотизм – нужно проводить беседы о хлебе, читать соответствующую художественную литературу, знакомить с профессиями, с культурными обычаями традициями нашего народа. Без уважения к родной земле, к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Публикация «Проект „От зерна до каравая“» размещена в разделах

ПРОБЛЕМА: Низкий уровень знаний детей о ценности хлеба о его роли в жизни человека, о труде людей выращивающих хлеб. Многие дети относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Как же научить детей бережно относиться к хлебу, уважать труд людей выращивающих хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

ГИПОТЕЗА: Получение хлеба – это результат труда разных профессий. Если дети будут знать, сколько труда затрачено для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будут бережнее относится к нему.

ЦЕЛЬ: Воспитание духовно-нравственных и культурных ценностей у детей через уважительное отношение к Родине, своему народу, народным традициям, формирование у них представлений о ценности хлеба, общественной значимости труда хлеборобов и пекарей.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА :

Создать развивающую среду, подобрать необходимый материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- сформировать у детей представления о ценности хлеба;

- получить знания о том как выращивается хлеб;

- воспитать бережное отношение к хлебу;

- воспитать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей участвующих в производстве хлеба.

ЗАДАЧИ:

обучающие:

- научить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе (процесс выращивания, сбор урожая, процесс обработки зерна и получения муки, выпечка хлебных продуктов, расширить представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

- научить анализировать и делать выводы;

- научить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

развивающие:

- обогатить словарный запас у детей;

- развить творчество и фантазию, воображение, мышление, интерес и любознательность, внимательность и наблюдательность.

воспитательные:

- воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов и пекарей;

- воспитать национальную гордость за мастерство народа, интерес к народной культуре, пополнить знания детей о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Ход РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

КОММУНИКАЦИЯ:

- расширение и обогащение словарного запаса (прилагательные, обозначающие качества хлеба, однокоренные слова);

- рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба, иллюстраций с изображением хлебобулочных изделий, ржи, пшеницы, беседы по ним;

- рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников: И. Шишкин. «Рожь», А. Венецианов «На пашне», Ерышева «Хлебное поле»;

Беседы:

- «Как хлеб на стол пришел»;

- «Какой бывает хлеб»;

- «Как испечь хлеб дома»;

- «Хлеб – всему голова».

Пальчиковые игры:

- «Откуда хлеб пришел?»;

- «На блины»;

- «Тесто».

Проговаривание скороговорок о хлебе:

- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку;

- Хорош пирожок- внутри творожок;

- Саша любит сушки, Соня – ватрушки;

- Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

- Будет хлеб, будет и обед;

- Без соли невкусно, а без хлеба несытно;

- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош;

- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь;

- Хлеб- Батюшка, Вода – Матушка;

Приметы о хлебе:

- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу;

- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Чтение художественной литературы о хлебе:

- русские народные сказки «Колобок», «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный»;

- М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;

- Дж. Родари «Какого цвета ремесла»;

- В. Дацкевич «От зерна до каравая»;

- К. Чуковский «Чудо – дерево»;

- Я. Аким «Хлеб»;

- И. Токмакова «Что такое хлеб»;

- К Паустовский «Теплый хлеб»;

- заучивание стихотворения С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый».

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» :

Игровая деятельность:

- сюжетно- ролевые игры: «Пекарня», «Булочная», «Кулинария» :

- кукольный театр по сказке «Колобок» :

- русская народная хороводная игра «Каравай»;

-дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессии», «Угадай на вкус?», «Кто что делает?».

- подвижные русские народные игры: «Горелки», «Салки», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Прятки», «Жмурки»;

«Художественное творчество» :

- лепка разнообразных хлебобулочных изделий из соленого теста;

- рисование «Колосья в вазе», «Пшеничное поле»;

- аппликация «Хлебный колос»;

Опытно – экспериментальная деятельность:

- эксперименты с землей;

- опыты по выращиванию семян (пшеницы);

- превращение зерна в муку (кофемолка).

«Познание» :

- рассматривание иллюстраций: пшеница, рожь;

- «путь зерна до каравая» (процесс выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур);

- транспорт (трактор, культиватор, комбайн, сеялка);

- хлебобулочные изделия;

- дегустация хлебных продуктов;

- обсуждение разнообразия форм хлебобулочных изделий.

«Труд» :

- беседа о труде хлеборобов и пекарей, о результатах труда людей этих и других сельскохозяйственных профессий (пахарь, мукомол, хлебороб, тракторист, агроном, сеятель, пекарь и др.); беседа о ценностном отношении и уважении к этому труду и его результатам;

- знакомство с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы.

«Здоровье» :

- беседа с детьми о пользе и питательной ценности хлеба в питании человека.

«Взаимодействие с родителями» :

- посещение родителями с детьми хлебного магазина (рассматривание ассортимента, названий);

- предложить детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе;

- подготовить с родителями «рецепты бабушек и мам» (хлеба, хлебобулочных изделий, пирогов).

ИТОГ ПРОЕКТА :

- выставка рисунков и поделок на тему: «От зерна до каравая»;

- кулинарная книга: «Рецепты бабушек и мам»;

- викторина для детей на тему: «Хлеб – всему голова»;

- плакат на тему: «Вот он – хлебушек душистый!».

ВЫВОД:

В ходе проектной деятельности по заданной теме, дети усвоили большой объем материала о русских традициях, обычаях, связанных с выращиванием хлеба на Руси, узнали о процессах обработки зерна и выпечки разнообразных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для русского народа, его роли для каждого человека. В ходе освоения темы проекта у детей появилось стремление к выполнению оригинальных творческих работ из соленого теста. В уважительном отношении к труду, дети перестали крошить хлеб во время еды, баловаться, играть с ним. Они теперь знают цену хлеба и сколько труда было вложено даже в самый маленький кусочек. Дети узнали откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы воспитывали бережное и уважительное отношение к хлебу.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. «Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников». Методические рекомендации к частям 1 и 2 для воспитателей. М. Баласс, 1999г.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозайка – синтез. 2008г.

3. Голицина Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников» М. Мозайка – синтез. 2008 г.

4. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» М. Мозайка – синтез. 2002 г.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл»Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл» визитная карточка проекта Вид проекта — Информационно- исследовательский. По комплектности — полная интеграция. По характеру контактов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «От зерна до каравая»
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 22:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД