Папки-передвижки

Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»

Наталья Шестакова
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»

Раздел I : Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта : «Пальчиками играем - речь развиваем»

Тип проекта : Долгосрочный

Название учреждения МДОУ д\с «Челночек» г. Балашов

Срок осуществления проекта сентябрь 2018 года – май 2019 года

Категория участников проекта Дети, родители, учитель –логопед, учитель – дефектолог.

Публикация «Проект „Пальчиками играем — речь развиваем“» размещена в разделах

Раздел II : Содержательная часть проекта

1 Проблема:

В процессе своей работы мы заметили, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

Рука является вышедшим

наружу головным мозгом.

И. Кант

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей ребенка – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Поэтому, мы пришли к выводу, что особенно актуальными методами, которые помогают в умственном и физическом развитии ребенка являются нетрадиционные и как оказалось, самые универсальные методы – это кинезиология, Су- джок терапия.

Кроме того, кинезиология и Су-Джок терапия относятся к здоровьесберегающим технологиям и не требуют никаких материальных и методических затрат.

Вследствие чего нами было принято решение систематически использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики в коррекционно-развивающем процессе. Что возможно сократит сроки коррекционной работы.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта - коррекционно - развивающая работа по совершенствованию движений кистей рук, а также развитию речи и психических процессов в целом у детей с ЗПР, с помощью не традиционных методов: су-джок терапии, кинезиологии.

Задачи проекта :

• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

• Использовать элементы кинезиологических упражнений на различных этапах работы.

• совершенствование высших психических функций мозга;

развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

4. Аннотация проекта

Проект проводился с детьми среднего дошкольного возраста имеющими задержку психического развития. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно. Нужно обратить их в интересные игры. Наряду с мелкой моторикой развиваются память, внимание, увеличивается словарный запас детей.

5. Планирование работы по реализации проекта.

1)Работа с педагогами по знакомству с су-джок приёмами, кинезиологическими упражнениями и их использованию.

2)Работа с детьми (организация в коррекционно-образовательной деятельности, в режимных моментах).

3)Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, приёмы кинезиологических упражнений, консультирование)

4)Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

развитие фонематического слуха и восприятия;

• коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

• совершенствование лексико-грамматических категорий;

• совершенствование навыков пространственной ориентации.

• упражнения для развития общей и мелкой моторики.

В процессе использования кинезеологических упражнений (К. У.) и

Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-джок, К. У.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

Схемы.

Видеоматериалы.

Иллюстрации.

5. Практические действия.

Учитель - логопед Учитель - дефектолог

Су-джок терапия Кинезиологические упражнения

Массаж кистей, стоп и пальцев. Упражнения «Кулак – ребро – ладонь»; «Оладушки»; «Лягушка»; «Лезгинка»; «Пальчики здороваются» и др.

Проводим поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с правилами их использования.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап.

Самостоятельное использование в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

• атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

• доброжелательный настрой;

• заинтересованность логопеда в успехах детей;

• собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

6. Предполагаемый результат проекта :

В результате использования нетрадиционных методов мы ожидаем:

• благоприятное воздействие на весь организм;

• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

развитие координация движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга

Вариативность использования в коррекционной практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон позволяет добиться следующих преимуществ:

• сократить сроки коррекционной работы;

• повысить качество работы;

• снизить энергетические затраты;

• наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

7. Предполагаемые продукты.

Внешние продукты:

Картотека пальчиковых игр

Консультации, рекомендации и буклеты для родителей

Внутренние продукты:

Улучшение речи дошкольников, развитие координации движений, совершенствование артикуляционного аппарата

8. Вывод:

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации познавательной и речевой деятельности.

Таким образом, су - джок терапия и кинезиология – это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные методы самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на психоречевое развитие.

Следовательно, использование су – джок терапии и кинезиологии способствует коррекции речевых нарушений у детей, а также активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

9. Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. -Ростов Н/ Д: Феникс,2011

3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. С. -П. 2005.

4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

6. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения.

7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения. -М. :ТЦ Сфера, 2003.

9. Сиротюк Л. А. Изучение детей с учетом психофизиологии. М. ,2000

10. Сиротюк Л. А. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М. ,2005.

11. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пальчиками играем — речь развиваем»
Опубликовано: 9 августа 2020 в 12:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД