Папки-передвижки

Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»

Воеводина Людмила Александровна
Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с деть-ми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.

Публикация «Проект парциальной образовательной программы „Секреты тестопластики“» размещена в разделах

Существенную роль в этом направлении играет совместная художе-ственно-творческая деятельность дошкольника. Особое влияние на развитие личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности оказывают за-нятия декоративной лепкой (лепка - самый осязаемый вид художественного творчества).

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благо-даря лепке. Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: вообра-жение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же инте-ресно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображени-ем, а название этому "танцу" рук –лепка! Занимаясь лепкой, ребенок не толь-ко овладевает практическими навыками, необходимыми для успешного обу-чения в школе, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, формирует эстетические вкусы, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приуча-ется творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Специфику лепки определяет материал. Процесс лепки из глины значи-тельно отличается от процесса лепки из пластилина, воска или бумажного те-ста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в со-временном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сде-ланное своими руками. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Мучное тесто – это такой материал, который успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непри-нужденно. Этот материал для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою самобытность, помогает реализовать свой творче-ский потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Парциальная образовательная программа «Секреты тестопластики» реализуется в рамках образовательной области «Художественно – эстетиче-ское развитие», в рамках которой происходит, удовлетворение потребности в освоении новых техник художественно-творческой деятельности, новых впечатлениях, желания сделать что-либо своими руками и стремления позна-вать окружающий мир, свойства предметов.

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления об-разовательной деятельности, потребностей и интересов детей.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: формирование художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе тестопластики.

Задачи:

1) формировать у детей старшего дошкольного возраста потреб-ность в освоении новых техник художественно-творческой деятельности;

2) развивать эстетическое восприятие, навыки анализа объемных форм и их отображения в лепке;

3) формировать представления о свойствах нового материала и осо-бенностях техники создания творческих образов.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Основополагающими подходами к построению и реализации образова-тельной деятельности по Программе стали :

1. Системно – деятельный подход (реализация потребности в практиче-ской деятельности, направленной на запланированный результат, достиже-ние цели и оценка как результата, так и процесса деятельности, деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка.

2. Культурологический подход (создание культурной среды, форми-рующей творческую личность, способную создавать материальные и духов-ные ценности, способную к культурному саморазвитию и самосовершенство-ванию, где человек выступает субъектом культуры; это означает, что он яв-ляется существом творческим, стремящимся к культурному преобразованию окружающей реальности.

В основу программы заложены следующие принципы из п. 1.4 Феде-рального государственного образовательного Стандарта дошкольного об-разования.

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об-щества и государства (лепка сувениров новогодние, рождественские, обере-гов, подарков для членов семьи, друзей; ознакомление старших дошкольни-ков с трудом взрослых);

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (ком-муникативной, изобразительной, познавательно – исследовательской);

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (экспериментальной, познаватель-но - исследовательской, продуктивной);

- принцип природосообразности : постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом природных задатков, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, формирование творческого потенциала личности.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана про-грамма

Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольно-го возраста (от 5 до 6 лет) и основывается на особенностях развития до-школьников указанной возрастной группы.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ин-теллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Раз-витие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребе-нок не наблюдал непосредственно. К старшему дошкольному возрасту за-метно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.

Происходит постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, развитие самостоя-тельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосозна-ния.

Общение для старшего дошкольника имеет самостоятельную ценность, это вид деятельности, который отражает стремление ребенка к сопережива-нию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстниками. Занятия различными видами художественной деятельности становятся основой для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстника-ми.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может моделировать предметы окружающего мира, создавать реальный продукт, в котором пред-ставление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в объекте. Созданный в ходе художественной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отноше-ние к нему, нацеливает ребёнка на поиск новых, творческих решений.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей, формируется познавательная активность и социальная мотивация.

В старшем дошкольном возрасте процесс заинтересованности и резуль-тативности ребенка в деятельности становится наиболее выраженным. Старшим дольникам присущи навыки в собственной практической деятель-ности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного воз-раста Программы

Освоение детьми Программы предполагает достижение следующих ре-зультатов:

1) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности как своим, так и своих товарищей;

2) устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности и навыки общения по поводу процесса и по результатам этой деятельности;

3) способность к самостоятельному замыслу и реализации замысла, навыки планирования собственной деятельности; умение сформулировать вопрос или просьбу о помощи в случае затруднения;

4) владение приемами работы с материалом и различными техниками создания творческих образов для дальнейшего их использования в самостоя-тельной деятельности, в быту;

5) потребность вовлечения в исследовательскую, дизайнерскую дея-тельности сверстников, членов семьи.

1.6. Обоснование выбора содержания Программы

Содержание программы «От рождения до школы» не предполагает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с новым материалом для детского творчества и новой техникой - тестопластикой, как одного из видов декоративно – прикладного творчества. Между тем, именно художе-ственно – творческая деятельность, способствует развитию зрительного вос-приятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками, содействует духовному и интеллек-туальному развитию дошкольников.

Содержание парциальной программы разработано в контексте инва-риантной части основной образовательной программы, содержит техноло-гии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечиваю-щая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Разно-образие видов деятельности (изобразительная, художественно - речевая, те-атрализованная) позволяет формировать ценностные ориентиры: любовь к декоративно – прикладному искусству, приобщение их к богатому культур-ному наследию русского народа, гуманное отношение к человеку и его тру-ду.

1.7. Формы подведения итогов реализации Программы

Изучение результатов освоения детьми Программы осуществляется в процессе:

1) наблюдения художественно-творческой деятельности детей, резуль-таты наблюдения фиксируются в Карте наблюдения;

2) изучения качества продуктов творческой деятельности детей;

3) наблюдения процесса общения детей со сверстниками по поводу ре-зультатов творческой деятельности.

Результативность образовательной деятельности по Программе оцени-вается по результатам участия в конкурсе «Мы фантазеры» на уровне ДОУ.

Участие детей в организации выставки продуктов творческой деятель-ности и проведение экскурсий для посетителей выставки (родителей, сотруд-ников ДОО, детей других групп детского сада).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Секреты тестопластики

1.1 Эксперименты по изучению свойств муки (соли, воды). 25 мин Работа в малых подгруппах:

Проведение экспериментов по изучению свойств элементов теста для лепки в малых подгруппах детей (по 4 человека). Коллек-тивное обсуждение результатов эксперимен-тов.

Подгрупповое экспериментирование по определению необходимой дозировки эле-ментов в составе теста.

Групповая деятельность: работа с альбомом

«Декоративно- прикладное творчество» Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для группового альбома «Секреты мастерства» (приёмы и способы лепки из солёного теста).

Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.

Экспериментальная деятельность детей по изуче-нию свойств составляющих тесто материалов, определению оптимальной дозировки для изго-товления теста для лепки

Коммуникативная деятельность - диалоги «Как правильно замесить тесто», о свойствах муки, со-ли, воды (по результатам экспериментов).

Игровая деятельность – дидактическая игра «Ка-кая, какое, какой».

Познавательно-исследовательская деятельность: изучение состояния готового теста.

1. 2 Осенние дары: овощи и фрукты (замешивание теста и изготовление объемных форм) 25 мин Групповая деятельность: обследование му-ляжей, описание детьми приемов лепки раз-личных объемных форм.

Коммуникативная деятельность: беседы о форме, пропорциях цвете овощей и фруктов.

Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о фруктах и овощах

Коллективное обсуждение оптимальных пропорций состава для лепки скульптуры. Создание простейшей скульптурки из приго-товленного теста.

Работа в малых подгруппах:

Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту (в малых подгруппах). Игровая деятельность – дидактическая игра «Съе-добное, несъедобное».

Сюжетно -ролевая игра «Магазин».

Музыкально -художественная деятельность: про-слушивание музыкальной зарисовки «Что нам осень принесла».

Художественно-творческая деятельность: изготов-ление поделки «Осенний натюрморт».

1.3 Картина из теста на тему :

"Осенний пейзаж" 25 мин Групповая деятельность, прогулка по участ-ку детского сада для рассматривания осен-них деревьев.

Совместная деятельность педагога и детей по определению рациональных средств изго-товление элементов пейзажа

Коммуникативная деятельность: Беседа о деревьях осенью, рассматривание иллюстраций с изображе-нием деревьев.

Чтение художественной литературы: чтение рас-сказа А. Н Плещеев «Четыре художника».

Музыкально- художественная деятельность: разу-чивание песни «Осень» И. Мазнина.

Продуктивная деятельность: поделка из соленого теста «Подарок другу»

Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки – «Мы фан-тазеры».

Модуль 2. Новогодние сувениры

2.1 Новогодние сувениры (елоч-ки, звездочки, изготовленные с помощью из форм для вы-печки). 25 мин Групповая деятельность: рассматривание те-матических альбомов на тему «Новогодний декор». Обсуждение элементов декорирова-ния.

Познавательно- исследовательская деятельность:

Эксперимент с тестом «Как белое тесто превраща-ется в цветное».

Коммуникативная деятельность:

Беседа об основных способах украшения поделок (пуговицы, бисер и т. д).

Игровая деятельность: Пальчиковые игры.

2.2 Подсвечник (кот, собака, бе-лочка). 25 мин Коллективное обсуждение сходства и разли-чия в строении - кота, собаки, белочки.

Работа в малых подгруппах: изучение под-свечников в образе животных, выделение из образа животного характерных особенностей и характерных черт. Чтение художественной литературы: Игры, по-тешки, загадки.

Художественно- творческая деятельность: Изго-товление и украшение поделок.

Дизайнерская деятельность: Оформление выставки детских поделок «Волшебное тесто».

Игровая деятельность: игровые упражнения «На что это похоже?»

2.3 Новогодние магниты (сне-жинки). 25мин Коллективная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением разных форм снежинок.

Работа в малых подгруппах: обсуждение способа изготовления снежинок (с помощью формочек или картонных шаблонов). Коммуникативная деятельность: беседа о форме, размере, цвете снежинок, разгадывание загадок.

Чтение художественной литературы: стихи М. Клокова «Снежинки», А. Твардовский «Танец снежинок».

Продуктивная деятельность: Изготовление подел-ки.

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Что предмет расскажет о себе»

Музыкальная деятельность: прослушивание спо-койной музыки во время изготовления и украше-ния поделки.

Модуль 3. Пасхальные сувениры

3. 1 Пасхальное яйцо 25 мин Работа в малых подгруппах: обсуждение и отбор наиболее выразительных работ для со-здания собственного образа.

Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту. Создание скульптуры из приготовленного теста. Коммуникативная деятельность: Рассказывание и рассматривание слайдов с изображением разных пасхальных яиц из разных материалов.

Экспериментальная деятельность: Показ изготов-ления овальных форм из соленого теста.

Продуктивная деятельность: Украшение изделий с помощью предметов дающий оттиск (пуговицы, колпачки от фломастеров и ручек).

Игровая деятельность: Народная игра «Катание яиц».

3.2 Подставка для яйца – куроч-ка, цыпленок, петушок. 25мин Совместная деятельность детей: Создание скульптур «курочки, цыплёнка, петушка». Рассматривание их формы и характерных особенностей.

Работа в малых подгруппах: рассматривание разных подставок для яиц изготовленных из разных материалов. Коммуникативная деятельность: беседа «Для чего нужны подставки для яйц».

Познавательско-исследовательская деятельность: Изучения состояния готового теста.

Продуктивная деятельность: организация выстав-ки «Чудо - подставка».

3. 3 Пасхальные куличи 25 мин Коллективное взаимодействие:

Взаимодействие детей с родителями по сбо-ру информации о способах украшения кули-чей.

Работа в малых подгруппах: обсуждение по-лученной информации.

Коммуникативная деятельность:

Рассказывание и рассматривание иллюстраций, фотографий, скульптурных изделий на тему: «Пасха», «Куличи».

Экспериментальная деятельность: Показ приемов изготовления кулича из соленого теста.

Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о пасхе, куличе.

Продуктивная деятельность: украшение кулича –печатками, штампиками и т. д.

Игровая деятельность: с. р. игра «Весёлое чаепи-тие».

Дизайнерская деятельность: оформление рецептов приготовления и украшения семейного кулича

3.4 Оформление выставки поде-лок из теста «Сказочное те-сто» Групповая деятельность: Взаимодействие детей с родителями изготовление рамочек для своих работ. Продуктивная деятельность: украшение рамочек

из природного материала из ракушек, желудей, пе-рьев.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. «Секреты тестопластики»

Тема 1.1. Свойства муки, соли и воды

Содержание темы:

Свойства воды: текучесть, бесформенность, прозрачность, без запаха, принимает любую форму, в которую ее наливают, способность растворять вещества.

Свойства соли: сыпучесть, растворимость, крупная, мелкая, соленая.

Свойства муки: белого цвета, легкость, мягкость, сухость, сыпучесть.

Опыт № 1: Экспериментирование с мукой и солью (растворимость соли в воде; нерастворимость муки в воде) : Вывод: соль растворяется в воде, а мука нет; соль тяжелее муки.

Опыт № 2: Экспериментирование с солью и водой (соль кристаллизирова-лась)

Опыт № 3: Экспериментирование с мукой и водой (Выводы о приобретен-ных свойствах новых материалов. Поиск оптимальной дозировки элемен-тов для изготовления материала для лепки).

Формы, способы, методы

Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление вы-ставки в детском саду «Секреты мастерства» (рецепты и поделки прине-сенные родителями и их детьми из соленого теста).

Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной ин-формации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.

Игровая деятельность – дидактическая игра «Какая, какое, какой».

Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирова-ние (проведение опытов с водой, солью и мукой, изучение свойств гото-вого теста.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народных игрушек из солёного теста (образцы игрушек, поделок, сувениров из солёного те-ста).

Литературный ряд: загадывание загадок о воде, соли, муке.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Народные игрушки из солёного теста», «чу-десный мешочек» для дидактической игры.

доски, упаковочная пленка, салфетки – бумажные и тканевые для фильтра, измерительная ёмкость, воронка, мерная ложка, стеклянные и одноразовые стаканы.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей, взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации.

Совместное взаимодействие детей и родителей по оформлению стра-нички для группового альбома «Секреты мастерства».

Виды деятельности детей:

Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экспери-менты с водой, солью и мукой, изучение состояния готового теста).

Коммуникативная деятельность (беседы «Как правильно замесить те-сто», о свойствах муки, соли, воды, выводы по результатам эксперимен-тов).

Продуктивная ( подготовка материалов для изготовления сувенира: замешивание соленого теста)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение

Воспитатель создает благоприятные условия для самореализации каждого ребенка в процессе образовательной деятельности (удовлетворе-ние потребности в познании и создании продукта, в процессе продуктив-ной деятельности, в дизайнерской деятельности (оформление продуктов творческой деятельности для выставок).

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации программы в детском саду имеются: весь необхо-димый материал для изготовления поделок из соленого теста :(столы, кле-енки, фартуки, салфетки, специальные ножи для резки теста и изготовления рисунков на изделии, компьютер, DVD проигрыватель, электронные но-сители, уголок экспериментирования, дидактический материал: иллюстра-ции, фотоматериалы и изображением работ из солёного теста.

Научно-методическое обеспечение Программы

В процессе разработки программы ориентировалась на содержание нормативно-правового обеспечения современного дошкольного образо-вания. Нормативная база представлена следующими документами:

1. Федеральный государственный образовательный Стандарт приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-ки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

2. Образовательная программа Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад «Дарование», разработана на основе комплексной общеобразовательной программы «Из детство в отрочество».

Время и сроки реализации Программы

В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 25 минут в старшей группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Дидактические и наглядные пособия:

- предметы народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, фили-моновская игрушка, матрешки);

- репродукции живописных произведений;

- скульптуры малых форм;

- фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур для вырезыва-ния

шаблоны, формочки для выпечки, формочки для кексов, формочки для игр с песком

- мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрыва-ния (пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.);

- доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;

- салфетки - бумажные и тканевые, клей ПВА;

- различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

- инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста : расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;

- печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ра-кушки и т. д. ;

- трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, кол-пачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

- соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;

- природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т. д.);

- бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ни-ток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т. д.);

- кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломасте-ры.

Фотоматериалы:

- Семейные фото с изображением поделок из солёного теста.

Фонотека:

- грамзаписи и аудиозаписи

Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформ-ляется работами детей в рамочках.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

(презентация прилагается)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Секреты воды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Секреты воды» (для средней группы) Конспект.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Секреты дружбы» Цель: Обобщение и расширение знаний воспитанников о понятиях «друг», «дружба». Задачи: • Закреплять умение осмысливать и оценивать ситуацию,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Секреты растений» Образовательная область: «Познавательное развитие» Тип: интегрированное Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Конспект специально организованной образовательной деятельности в старшей группе «Секреты безопасности от Фиксиков» Воспитательные задачи: воспитать у детей ответственность за личную безопасность, культуру взаимодействия. Образовательные задачи: уточнить.

Мастер-класс «Реализация парциальной программы «Здоровый малыш» Реализация парциальной программы «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой для физического развития детей раннего дошкольного возраста.

Проект адаптированной образовательной программы ребенка с ослабленным зрением Авторы проекта адаптированной образовательной программы: Ежелева Г. А., Лукомская М. А., воспитатели МАДОУ «Детский сад «Дарование» с. Ташла.

Проект парциальной образовательной программы «Родничок» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ) I. Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность.

Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ» Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования.

Проект «Секреты дружбы» для детей средней группы Название проекта: «Секреты дружбы» Продолжительность проекта: средняя (2 недели). Тип проекта: творческо-информационный, игровой. Участники.

Проект «Секреты знакомых предметов» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 10:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД