Проект «Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников»

Cветлана Вавилова
Проект «Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников»

Среди самых значимых для человека ценностей, одно из ведущих мест в его жизни занимает семья. Не секрет, что в 21 веке экономических трудностей и проблем многие родители стали больше уделять внимание своей работе, бизнесу, и детям не хватает тепла, заботы и просто внимания. И мы, педагоги, очень часто испытываем трудности в союзе с родителями. Не всегда хватает взаимопонимания между родителями и педагогами, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между взрослыми в большей степени отражается на ребёнке.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в детском саду?

Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь дошкольнику. Именно этот факт педагоги группы и специалисты нашего ДОУ, имеющего статус учреждения коррекционного вида, учитывают при организации коррекционно - развивающей работы с детьми, и организационно- просветительской работы с родителями, непосредственно охватывая семью каждого нашего воспитанника.

Вся система работы по данному вопросу строилась на принятии семьи, как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребёнка. Только участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить успешное развитие детей, ведь кто как не родители лучше всего знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в успехе дальнейшего его развития.

Для достижения результата сотрудничества были

отобраны наиболее эффективные формы привлечения родителей к коррекционно-образовательной работе с детьми и определены пути решения поставленной проблемы, через реализацию проекта.

Цель проекта:

Создание условий для оптимальной работы ДОУ и семьи в решении задач по воспитанию и образованию ребёнка.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства: ребёнок - детский сад-семья.

Задачи:

• Разработать механизмы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.

• Активизировать роль семьи, как основного субъекта в воспитании детей.

• Определить уровень родительской компетентности в вопросах физического развития своего ребёнка.

• Формировать у родителей определённый уровень знаний и умений в оказании помощи по коррекции речи у своих детей.

• Способствовать просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребёнка и его будущих перспектив.

• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с педагогами ДОУ.

Поскольку в совместной работе педагогов с родителями важна система, а не разовые мероприятия, то реализация проекта велась по направлениям исходящих из программы воспитания и обучения в детском саду в свете требований ФГТ:

• Использование технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

• Осуществление дифференцированного подхода к вопросам развитию речи детей.

• Развитие познавательных интересов старших дошкольников в подготовке к школьному обучению.

Методы:

• Диагностика социального статуса семей.

• Анализ результатов тестирования и анкетирования

• Составление плана работы с родителями на время реализации проекта.

• Иформационно - просветительская пропаганда.

• Практические мероприятия с участием родителей группы.

Принципы:

• Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.

• Находиться в партнёрской позиции с родителями.

• Вести конструктивный диалог с членами семьи.

• Учитывать пожелания и предложения родителей.

Новизна:

заключается в использовании новых, интересных форм работы с родителями. Привлечения родителей к активной жизни группы и детского сада. Совместное решение коррекционных задач. Оказания помощи в понимании партнерских отношений: ребёнок - детский сад - семья.

Вид проекта

: долгосрочный

Срок реализации:

в течение учебного года

Участники проекта:

воспитатели группы,

родители, специалисты ДОУ

Ожидаемый результат:

- Проведение праздника с участием родителей группы

«В группе дружно мы живём – скоро в школу все пойдём!»

- Выпуск родительским активом группы газеты

«Знакомьтесь – наша группа!»

Организационно – информационный этап проекта

Информационно-аналитический блок

- определение проблемы

- постановка целей и задач проекта

- определение актуальности выбора темы

- разработка этапов реализации проекта

- подбор форм и содержания

Изучение нормативной базы

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение о ДОУ.

- Семейный кодекс РФ.

- Декларация прав ребёнка.

- Конвенция о правах ребёнка.

Изучение литературы, подбор материала

для педагогической пропаганды

- составление плана работы с родителями на год;

- определение направлений работы с семьями

воспитанников;

- разработка тематических групповых собраний;

- подбор консультационного материала;

- оформление материала для представления

в родительский уголок, ширм и папок –

передвижек.

Обследование семей воспитанников

- составление демографической карты;

- составление визитной карточки группы

«Давайте познакомимся»;

- изучение социального положения семей;

- определение категорий семей;

- выявление условий проживания и

и жизнедеятельности детей в семьях.

Диагностический блок

сентябрь

Опрос родителей о прохождении адаптационного периода.

сентябрь

Мониторинг запросов и потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах.

октябрь

Анкетирование «Хорошо ли Вы знаете своего ребёнка».

Цель: Выявление знаний родителей о всестороннем развитии ребёнка.

октябрь

Анкетирование «Формирование связной речи детей через сказки и рассказы».

Цель: Выявление использование родителями детской художественной литературы в формировании навыков рассказывания.

ноябрь

Тестирование «Поговорим о здоровье».

Цель:- Определение знаний о роли и значении закаливающих процедур, правильного питания в жизни человека.

- Выявление знаний родителей о роли здорового питания и образа жизни.

Основной этап проекта

Содержательно-практический блок

сентябрь

Статьи в родительский уголок

-«Растим будущих первоклассников»

-«Скоро в школу»

-«Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе»

- «Условия школьного обучения»

-«Я большой»

сентябрь

Практикум для родителей

«Что нужно знать о навыке письма»

Цель: Показать этапы подготовки к овладению навыками письма.

сентябрь

Консультации:

-«Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с окружающей действительностью».

-«Причины трудностей в развитии речи»

октябрь

Оформление папки передвижки

«Играя, учимся говорить».

(рекомендации учителя - логопеда ДОУ)

октябрь

Беседа «Помогаем осваивать детям формулы словесной вежливости».

Цель: - Закрепить правила поведения и этикета.

- Развивать способность детей к общению, адаптации и толерантности в обществе.

ноябрь

Тренинг «Развитие коммуникативных способностей дошкольника».

Цель: Подвести участников группы к сотрудничеству, добиваться сближения и взаимопонимания.

ноябрь

Организация мини-библиотеки педагогической литературы - «Дошкольники и речь».

- А. Бондаренко «Словесные игры в детском саду и дома»

-О. Дьяченко «Чего на свете не бывает»

-В. Цвынтарный «Играем пальчиками, развиваем речь», «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

-Т. Е. Киселенко «Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии».

-Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».

Цель: Пропаганда и педагогическая помощь в понимании особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

декабрь

Выставка работ изготовленных родителями и детьми группы - «Страна чудес».

Цель:

-Привлечение родителей группы к проявлению творческих способностей.

-Оформление родительского уголка, групповой комнаты к новогоднему празднику.

декабрь

«Круглый стол» по обмену опытом семейного воспитания по физической культуре

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Цель: - Обмен формами и приёмами семейного воспитания по физическому развитию детей.

- Создание условий для развития двигательной активности.

декабрь

Семинар - практикум "Помогаем осваивать социальную роль школьника"

Цель: Помочь понять и усвоить ценности, правила и нормы необходимые в дальнейшем для школьного обучения.

январь

Дискуссия «Закаливающие процедуры как средство профилактики простудных заболеваний».

Цель:- Показать роль и влияние закаливающих процедур на детский организм.

-Познакомить родителей с разными видами закаливания.

январь

Оформление фоторепортажа

«Растём, закаляемся и спортом занимаемся!»

(подбор фотографий совместных занятий спортом детей и родителей для оформления стенда в раздевалке группы)

январь

Консультация для родителей «Спортивные игры в жизни дошкольников».

февраль

Мини - консультация для категории многодетных семей «Создание благоприятного микроклимата в многодетной семье».

Цель: - Формировать умение чувствовать и понимать своего ребёнка.

-Применять потенциал многодетной семьи в социализации детей.

февраль

Шпаргалка для родителей «Десять нельзя и можно

для взрослых»

(основные принципы воспитания нравственно – волевых качеств дошкольников)

февраль

Практический урок для родителей «Весёлый тренинг».

Цель: Ознакомление родителей с комплексом игр и упражнений для занятий с детьми дома».

март

Ширма «Математика в детском саду»,

«Зачем детям математика?», «Давайте поиграем».

март

Составление лекотеки развивающих игр

«Любознайка».

Цель: Подбор развивающих игр для последующего использования их родителями в играх с детьми дома.

апрель

Ширма в родительский уголок «Как развивать память ребёнка».

апрель

Экспресс-опрос «Готовность ребёнка к школе».

Цель: Выявление уровня подготовки детей к школьному обучению.

май

- Проведение праздника с участием родителей и

детей группы «В группе дружно мы живём – скоро в школу мы пойдём!»

- Выпуск родителями газеты «Знакомьтесь – наша группа!»

Заключительный этап проекта

Контрольно-оценочный блок

- отзывы родителей группы о работе педагогов группы и специалистов ДОУ;

- анкетирование родителей;

«Детский сад глазами родителей и детей»

- оценка активного участия родителей во время

проводимых в группе и детском саду мероприятиях;

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? –

М. : Сфера, 2005.

4. Дергачева О. М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О. М., 6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

5. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов, 1987. – 288 с. – М. : Педагогика,1987.-288

6. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М. : Новая школа, 1995.

Публикации по теме:

Использование коммуникативных технологий в работе педагога ДОУ Мультимедийная презентация - одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками. Мы живём в 21 веке, веке информации. Информатизация.

Перспективный план работы с родителями младшей и средней группы Перспективный план работы с родителями младшей и средней группы В воспитании малыша должны быть заинтересованы и воспитатели и родители. Родители.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект «Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 29 июня 2013 в 17:48
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...