Лучший педагог года

Проект «Песни военных лет» (1 фото)

Мельникова Оксана Александровна
Проект «Песни военных лет»

Цель проекта : знакомство с историей создания песен о войне

и выявление роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта :

Выяснить, что знают дошкольники о песенном творчестве периода ВОВ и познакомить их с историей создания некоторых песен.

Систематизировать песни, написанные во время ВОВ в соответствии с тематикой и их содержанием.

Определить роль песен в жизни общества в годы войны.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Песни военных лет“» размещена в разделах

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

Область исследования: литературное чтение, музыка.

Методы исследования:

1. Опрос;

2. Наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан;

3. Изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, Интернет-ресурсов;

Участники проекта : воспитатели, дети и родители подготовительной к школе группы.

Проект краткосрочный (1 месяц). С 01.04. по 30.04.2018г.

Ресурсы проекта : Иллюстрации и фотографии на тему Великой Отечественной войны, презентация «Песни военных лет», видеоролик «Детям о войне», подборка песен времён Великой Отечественной войны, художественная литература на эту тему.

Предполагаемые продукты проекта :

Подборка военных песен для диска «Песни военных лет», использование попурри, составленного на основе военных песен, на празднике Победы. Участие в патриотическом конкурсе военной песни.

Ожидаемые результаты проекта :

воспитанники узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания, а также роль песен в жизни нашего народа в военные годы.

Интеграция образовательных областей:

I. Речевое развитие.

II. Социально-коммуникативное развитие.

III. Художественно-эстетическое развитие.

IV. Познавательное развитие.

V. Физическое развитие.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный:

1. Выбор темы.

2. Обозначение проблемы.

3. Изучение методической, художественной, документальной литературы, интернет ресурсов на эту тему

4. Подготовка сценария праздника ко Дню Победы.

2. Основной:

1. Сбор и систематизация материалов.

2. Подбор песен военных лет для прослушивания и создания попурри военных песен, подбор фото и видеоматериалов по теме.

3. Реализация намеченного плана

4. Подготовка к Выступлению в ходе праздника к 9 мая, изготовление рисунков натему ВОВ

3. Итоговый этап.

-Проведение праздника «Не забудем подвиг ваш» с использованием песен военных лет.

- Участие детей во всероссийском тематическом конкурсе «Таланты России»

- Создание электронной выставки рисунков с тематикой «День победы», публикация проекта и выставки рисунков на интернет-порталах.

4. Форма отчетности – фотоотчёт.

5. Выводы и результативность работы над проектом.

У дошкольников повысился уровень знаний о песнях военного времени,об истории их возникновения, авторах песен. Повысился уровень патриотического самосознания.

6. Основные формы реализации проекта :

- игровая;

- познавательная;

- продуктивная;

- музыкальная

- работа с родителями.

7. Продукт проектной деятельности :

Праздник, посвящённый Дню Победы, исполнение детьми попурри песен военных лет, участие во всероссийском интернет - конкурсе «Таланты России», создание выставки детских работ на военную тематику.

8. Материально-техническое:

– картинки, иллюстрации на тему Великой Отечественной войны, портреты композиторов, поэтов, исполнителей песен, электронный носитель с записью песен, художествнная литература о войне, военная форма и др.

-Музыкальный материал для проведения праздника, исполнения танцев. песен и. т. д.

Реализация проекта :

Подготовительный этап.

В самом начале работы над проектом мы выяснили, имела ли место песня на войне.

Собрав материалы по этой проблеме (статьи в интернете, художественная литература, рассказы дедушек, стало ясно, что песня не только имела место на войне, но и помогала осуществить победу над врагом.

Тяжело далась победа нашим людям. Но и в это страшное время люди были безотрывно связаны с музыкальным творчеством. В блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической»симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать песни!

Песня всегда сопровождала солдата. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Итак, военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного периода

1 неделя

• Беседа с детьми о войне, о том нужна ли на войне песня? Если да- то зачем?

• Был проведён опрос детей на тему «Какие песни военных лет вы наете? Где их можно услышать? Кто их автор?»

Результаты опроса:

1 Какие песни о войне вы знаете?

«День победы»- 45,8%

«Катюша»- 37,5%

«Синий платочек»- 16,6%

«Смуглянка»- 8,3%

«Священная война»- 8,3%

«Три танкиста»- 8,3%

«Тёмная ночь»- 2,4%

«Эх дороги» - 2,4%

Где звучат эти песни?

Звучат на ТВ-58,3%

На городских праздниках- 25%

Поют дома- 12,5%

Большинству опрошенных эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 12,5% эти песни звучат дома.

Авторов песен не знает ни кто.

• Просмотр видеоролика «Детям о войне»

• Прослушивание песни «Священная война»(слова В. И. Лебедева- кумача, музыка А. В. Александрова)

• Рассказ об истории создания этой песни, знакомство с авторами песни, показ портретов, иллюстраций.

• Чтение стихов о войне В. И. Лебедева-Кумача

2 неделя

• Знакомство детей с песней «Тёмная ночь». Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова.

• Беседа об истории создания этой песни, знакомство с авторами

• Знакомство с песней «Синий платочек» Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский. Беседа о б истории создания, знакомство с авторами

• Разучивание стихотворений о войне.

• Инсценировка песни. Исполнение стихов с выражением.

3 неделя

• Знакомство с песней «Катюша». Авторы песни- Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский

• Прослушивание песни в исполнении Татьяны Зинович и в современном исплнении

• Исплнение песни по памяти

• Знакомство с песней «Смуглянка». Авторы- поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков.

• Знакомство с историей создания

• Оркестровка песни на детских музыкальных инструментах

• Просмотр иллюстраций, чтение «письма с фронта»

• Разучивание попурри военных песен

4 неделя

• Знакомство с песней «День победы» Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова

• Знакомство с песней «Три танкиста» Дмитрия Покраса на слова Бориса Ласкина

• Пениезнакомых песен

• Пение попурри военных песен выразительно, с оттенками, пониманием смысла.

• Инсценировка попурри

• Обобщающая беседа об основных жанрах военных песен.

• Проведение утренника, посвящённого Дню победы

• Видеосъёмка «попурри военных песен» для конкурса

• Возложение цветов к Стене Памяти

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)

Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»)

Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Синий платочек»)

Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка»)

Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («День Победы», «Дорога на Берлин»)

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:

– объединяющая сила;

– создание ощущения эмоционального подъема;

– передача атмосферы времени;

– передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

В ходе проекта мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.

Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.

Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.

В результате проделанной работы дети познакомились с историей создания нескольких песен. Военных песен очень много и появляются каждый год новые песни потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе.

А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее

В результате реализации проекта, был отмечен положительный результат:

Дети:

- Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.

- Дети ближе познакомились с песнями военных лет, узнали историю их создания, авторов.

- Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.

- Они знакомы с произведениями поэтов, композиторов, писателей и художников на военную тематику.

- Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».

- Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.

- Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Родители:

- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

- Желание продолжать сотрудничать с воспитателями и участвовать в жизни группы.

Педагоги:

- Метод позволил изменить стиль работы с детьми,

- Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность,

- Вовлечь родителей в образовательный процесс,

- Создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов.

Список использованной литературы:

- Бирюков Ю. Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.

Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.

- Жарковский Е. Люди и песни : Песня в строю. – М., 1978.

- Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М., 1979.

- Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

- Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.

- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М. : «Просвещение», 1975. – 256 стр.

- Ушакова Л. П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», «Детство – Пресс», 2013.

- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, - 3-е изд. :АРКТИ, 2005.

Материалы к проекту :

Проект «Песни военных лет»

Автор стихотворения «Священная война» - Василий Иванович Лебедев-Кумач. Уже на второй день после объявления войны это стихотворение прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».

Впервые песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали. Знают и сейчас.

Песня «Катюша».

Авторы песни «Катюша» - Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский.

Написана песня в конце 30-х годов. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан.

В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня.

Песня «Тёмная ночь»

Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Темная ночь».

Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи»сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас.

В 1942 году в Ташкенте снималась картина «Два бойца». Там и прозвучала эта песня в исполнении Бернеса. С момента показа фильма началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар.

И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят.»

«Синий платочек»

Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский.

У этой песни две жизни : довоенная и военная.

Песня родилась до войны. Известный в то время поэт и драматург Яков Галицкий услышал в концерте популярного музыканта- джазиста Ежи Петерсбургского эту мелодию тут же написал слова. После концерта авторы будущей песни о синем платочке встретились, Галицкий показал свои наброски, и через несколько дней состоялось первое публичное исполнение песни. «Синий платочек»быстро стал любим в народе. Эту песню исполняли такие знаменитости, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.

В военные годы песня обрела новый смысл, стала символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется.

Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.

Песня «День Победы».

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы на в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». Вот уже в течение 40 лет мы каждый год на Праздник Победы слышим эту «главную победную песню».

Рисуем войну и победу

Стихи для ознакомления

Ты просишь писать тебе часто и много,

Но редки и коротки письма мои

К тебе от меня- не простая дорога

И много писать мне мешают бои

Враги- не далёко, и в сумке походной

Я начатых писем десяток ношу

Не хмурься! Я выберу часик свободный

Настроюсь- и сразу их все допишу!

Пускай эта песенка- вместо письма

Что в ней не сказал я - придумай сама.

И утром её напевая без слов

Ты знай, что я твой. Что я жив и здоров.

Поверь мне, родная, тебе аккуратно

Длиннющие письма пишу я во сне

И кажется мне что сейчас же обратно

Ответы, как птицы, несутся ко мне.

Но враг не далёко и спим мы не много

Нас будит работа родных батарей

У писем моих- не простая дорога,

И ты не проси их ходить поскорей!

Пускай эта песенка- вместо письма

Что в ней не сказал я – придумай сама

И утром её напевая без слов

Ты знай что я твой. Что я жив и здоров.

В. И. Лебедев-Кумач

22 июня

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли

Цветок. В росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив коф пить в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чём,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачём

Я эти пять минут трубил тревогу.

Степан Щипачёв

Если скажут слово “Родина”,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна! (Зинаида Александрова)

Публикации по теме:

22 июня — день памяти и скорби. Музыкальная гостиная «Песни военных лет» Музыкальная гостиная «Песни военных лет» Ведущая: Ребята, сегодня очень важный день для нашей страны. 22 июня – день начала ВОВ. Мы с благодарностью.

Стенгазета «Дети военных лет»Стенгазета «Дети военных лет» История нашего государства всегда являлась и является предметом гордости его народа. Наш народ и создает историю,при этом чтит подвиг.

Конспект НОД по ФЭМП «Школа юных военных инженеров» в старшей группе (6–7 лет) Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе (6-7 лет) «Школа юных военных инженеров»[/b] Программное содержание: • Продолжать учить составлять.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб военных лет» Цель: - Дать представление детям о ценности хлеба во время ВОВ. Задачи: Образовательные: -Расширить и систематизировать знания детей о.

Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Дети военных лет» Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Дети военных лет». Цель: 1. Познакомить детей с именами детей-героев военных.

Конспект занятия «Российская армия». Просмотр коллекции почтовых марок военных лет Тема: «Российская Армия» Цель: - расширить знания детей о празднике – «День защитников Отечества»; - расширить знания детей о родах войск.

Мини-музей «Отголоски военных лет»Мини-музей «Отголоски военных лет» Впервые мы создали мини- музей о Великой Отечественной войне к 70 - летию Победы 1945 года. Собирали экспонаты для музея по крупицам.

Сценарий праздничного утренника, посвященного Дню Победы для средней группы «По страницам военных лет»Сценарий праздничного утренника, посвященного Дню Победы для средней группы «По страницам военных лет» «По страницам военных лет» Ведущая: Дорогие ребята! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник - День Победы.

Тематический вечер «О песнях военных лет»Тематический вечер «О песнях военных лет» Цель: Воспитывать чувство патриотизма; чувство уважения к людям старшего поколения. Задачи: - Расширять представление детей об истории.

Конспект тематического занятия по слушанию песен военных лет для детей старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия по слушанию песен военных лет для детей старшего дошкольного возраста Составила: Музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ «ДС №452 г Челябинска» Меньшенина И. А. Цель: Формирование у дошкольников нравственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Песни военных лет»
Опубликовано: 24 июня 2018 в 11:49
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД