Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Надежда Сенченкова
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Педагогический проект

«Будем знакомы»

Воспитатель первой квалификационной

категории Сенченкова Надежда Васильевна

1 младшая группа «Гнездышко»

г. Калязин, 2012г.

Проект "Будем знакомы" МДОУ детский сад

«Светлячок»

Вид проекта: краткосрочный.

Разработчик: воспитатель первой младшей группы Сенченкова Н. В.

Основные участники проекта: дети 1 младшей группы, возраст: 2- 3 года; родители детей, посещающих 1 младшую группу; воспитатели; медицинская сестра.

Время реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Актуальность

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

строгий режим дня;

отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:

знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

подготовительная работа в семье;

выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:

неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;

сенсорный голод сказывается на развитии мозга.

Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в детский сад 65% детей старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.

Возраст от 1-1,5 лет - считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.

Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

Анкетирование (родителей);

Наблюдения;

Беседа;

Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического проекта.

Гипотеза

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:

процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:

элементы телесной терапии (обнять, погладить);

исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

релаксационные игры (песок, вода);

сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра);

протекание адаптации (медицинская сестра).

Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап. Подготовительный (организационный):

изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

создание методического обеспечения;

создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;

помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

знакомство с семьей;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность:

организованные тематические встречи;

беседы с родителями.

практическая деятельность:

совместные праздники, развлечения;

работа «Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»;

работа с детьми;

итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства».

3этап. Заключительный (результативность).

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста (составила из нескольких этапов):

прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности);

установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)

Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями в адаптационный период. (в соответствии с ФГТ)

Этапы

месяц Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями

Сентябрь

1 этап

Организацион-

ный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек».

2. Ведение адаптационных карт.

3. Организация мини-игровой зоны.

4. Игры с песком и водой.

5. Игры в сухом бассейне.

6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.

7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

8. Сенсорные игры.

9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика вновь прибывших детей.

«Социализация».

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

-рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая культура»

-подвижные игры,

-хороводные игры,

-пальчиковые игры.

«Художественная литература»

-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.

1. Оформление уголка уединения психологической разгрузки.

«Социализация»

2. Модернизация «Уголка ряженья»,

игрового пространства «Семья».

3. Оформление развивающей среды в соответствии с ФГТ.

4. Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:

-социально-демографический паспорт семьи

-личные дела воспитанников.

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде.

Родительская встреча «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Диагностическое обследование.

Анкетирование. Консультации:

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

Информацион-

ные листы-памятки с кратким материалом.

Организация «Горячей линии».

Октябрь

2 этап

Основной Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация»,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:

«Давайте познакомимся», «Игра в гости». Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в течение дня через разные формы работы:

Подвижные, дидактические игры.

Подвижные игры с правилами.

Игровые упражнения.

Соревнования.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Совместные действия.

Игры с предметами.

Театрализованные игры.

Игровые упражнения, развивающие игры.

Самостоятельные игры с любимыми игрушками.

Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением.

«Утро радостных встреч».

Засыпание (колыбельная).

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных стендов, тематические выставки методической литературы, статей.

Изготовление игрушек для центра сенсорики.

Изготовление «Цветочной поляны» для центра сенсорики.

Работа

«Горячей линии».

Ноябрь

3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура»,

«Здоровье»

«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).

Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья».

Внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры. Театр мягкой игрушки.

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям.

Итог проектной деятельности: праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства».

Анализ деятельности.

Повторное анкетирование родителей.

Консультации:

«Стиль воспитания в семье, самодиаг-

ностика: «Какой вы родитель».

Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей.

Фотовыставка.

Оформление презентации для родителей совместного праздника (дети, родители, воспитатели).

Во время всего адаптационного периода провожу коррекционную работу с детьми, задачами которой являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки, понимания внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть, предоставление ребенку в этот период большей свободы и самостоятельности. При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста еще не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризности и т. д. Поэтому активность в выявлении проблем проявляю сама и решаю по принципу «Здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка; (8%)

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%)

в) самочувствие и перепады настроения; (6%)

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)

д) ничего, все хорошо;(40%)

е) другое___

2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:

А)Не знаю (5%)

Б)Знаю (85%)

В) Другое (10%)

3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)

Г) другое (0%)___

4 В чем Вы видите причины болезни ребенка?

А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы (0%)

Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду; (0 %)

В) неблагоприятный психологический климат в группе;(0%)

Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет; (59%)

Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу) (35%)

Е)другое (6%) ___

5 Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?

_обрадовало (97%, встревожило (0%, огорчило 3%)___

6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение-навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?

_положительные изменения (92%, без ответа (8%)___

7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент? (Питание (15%); режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия;игровая среда (8%, организация режимных моментов; прогулки ((15%)-одежда (8%) смена персонала (15%) (нужное подчеркнуть)

8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы? (31%). Логопед, психолог.

На 3 этапе провела анкетирование среди родителей и контрольную диагностику (повторную) по окончании периода адаптации, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.

В целом адаптация детей прошла успешно. Оценка эмоционального состояния деятельности детей, навыков общения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, дети позволили определить группы адаптации.

Группа Степени адаптации

Легкая Средняя Сложная

«Гнездышко» 52% 48% 0%

Показатели адаптации вновь прибывших детей

Проанализировав анкеты,адаптационные карты, мы получили следующие результаты:

52% детей, адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

48% детей, адаптация прошла по 2 группе- адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома.

В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.

3 и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет.

На основе анализа анкетных данных был определен социальный статус родителей.

Социальный статус семей воспитанников В % от общего числа воспитанников

Мама Папа

служащие 54% 73%

бизнесмены 7% 5%

домохозяйки 39% 22%

Полная семья 79%

Неполная семья 21%

Многодетная семья 14%

Молодая семья (1 ребенок) 36%

Молодая семья (2 ребенка) 29%

Имеют высшее образование 22%

Имеют среднее специальное образование 62%

Имеют среднее образование 16%

В группе в адаптационный период осуществляется контроль со стороны медицинской сестры. Совместно осуществляем мониторинг состояния здоровья детей на начало поступления и на конец адаптационного периода. Это является одним из показателей адаптации ребенка к условиям детского сада. Сравнительный анализ заболеваемости в период адаптации показал, что только 5 человек из 21 детей болели, у остальных детей период адаптации прошел без осложнений.

Группа Общее число детей Показатели заболеваемости

Число случаев заболевания на 1 ребенка Длительность 1 заболевания ЧБД

(%)

«Гнездышко» 28(21детей поступившие вновь) 0,9 5дней -

Так же проведен анализ состояния здоровья детей по группам здоровья.

Группа Общее число детей Группа здоровья

1 2 3

Число детей % Число детей % Число детей %

«Гнездышко» 28(21) 17 80,9 3 14,3 1 4,8

В отношении групп здоровья можно отметить, что 80,9 % имеют 1 группу здоровья, и нет детей с хроническими заболеваниями. Исходя из полученных данных, свою работу строила по индивидуальному подходу к каждому ребенку, организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических и психологических.

Выводы

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы «Гнездышко» прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.

Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.

Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.

Литература

1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М.:Просвещение, 2007.

4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007.

5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М.: Владас, 2007.

6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2006.

7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.

8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.

9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.

10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. - Дошкольное воспитание №8, 2005.

11. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. – Дошкольное воспитание №9, 2006.

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

Социальный проект по улучшению экологической обстановки в микрорайоне «Мой маленький мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 Гнездышко» Срок реализации проекта – 1 год Старшая группа.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 18:03
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...