«Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей

Мартынович Раиса Валентиновна
«Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

«Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей

Структура проекта.

1. Введение. Актуальность проблемы.

2. Анализ ситуации.

2.1. Анализ внешней среды.

2.2. Анализ внутренней среды.

2.3. Древо проблем.

2.4. Концептуализация.

3. Целеполагание.

3.1. Цель проекта.

3.2. Задачи.

3.3. Ожидаемые результаты.

4. Реализация проекта.

4.1. Этапы реализации проекта.

5. Мониторинг проекта.

6. Заключение.

1. Введение.

Актуальность проблемы.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно - технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

2. Анализ ситуации.

2.1. Анализ внешней среды.

Положительные факторы внешней среды.

1. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы:

• «О государственном флаге Российской Федерации»

• «О государственном гербе Российской Федерации»

• «О государственном гимне Российской Федерации»

2. В ФГТ в области образовательной области «Социализация» выдвинута задача формирование патриотических чувств.

3. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах патриотическое воспитание.

-- «Наследие» М. Ю. Новицкой;

-- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой;

-- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой;

-- «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук.

4. Глава Чувашской Республики М. В. Игнатьев большое внимание уделяет развитию образования. Принята программа «Стратегия развития образования в Чувашской Республике».

5. В программе Васильевой М. А. нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста.

6. Все направлено на то, чтобы каждый ребенок достиг оптимального уровня развития.

Отрицательные факторы внешней среды.

1. Наше время характеризуется недостаточностью контактов ребёнка со взрослыми. Многие дети не видят своих родителей (они уезжают на заработки).

Отсутствие полноценного общения детей с родителями способствует возникновению тревожности.

2. Влияние телепередач о насилии, жестокости; иностранные мультфильмы агрессивного характера, нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление.

3. Незнание традиций и культуры своей страны, незнание истории своего города.

4. Мало телепередач для детей на нравственно – патриотическую тему.

5. Отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей, три дошкольных ДОУ не полностью удовлетворяют потребности населения города.

6. Семьи стали малочисленными, большинство семей имеет 1-го и 2 детей, это затрудняет психическое развитие ребенка, в том числе умение общаться со сверстниками и взрослыми.

2.2. Анализ внутренней среды.

Положительные факторы внутренней среды.

1. В детском саду созданы условия, способствующие формированию у детей патриотических качеств.

2. Наличие в детском саду материала по краеведению: альбомов («Народные костюмы», «Чувашия сегодня и вчера» и др., иллюстраций и фотографий достопримечательностей нашего города, его прошлого и настоящего.

3. Налажена связь с городской библиотекой.

4. Большой педагогический стаж и высшее педагогическое образование воспитателя.

Отрицательные факторы внутренней среды.

1. Молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию своих детей.

2. Низкая гражданская позиция родителей. Нежелание приобщаться к традициям своего народа.

3. Недостаточно методического материала ДОУ по данной теме.

4. Отсутствие психолога в детском учреждении.

5. Скудная предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

6. Не налажена связь с работниками музея, архива.

7. Отсутствие знаний по патриотическому воспитанию и педагогического опыта у родителей воспитанников

2.3. Древо проблем.

1. Влияние телепередач о насилии.

2. Агрессивные игры.

3. Иностранные мультфильмы.

4. Зависимость от компьютера.

5. Занятость родителей.

6. Отсутствие у детей знаний

о своём городе, о своей стране.

7. Низкая гражданская позиция родителей.

8. Не налажена связь с работниками музея, архива.

9. Недостаточно сформулировано представление детей о своей малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает.

10. Недостаточное программно – методическое обеспечение.

11. Проблемы по работе с родителями.

3. Социум.

1. Объединение усилий воспитателя и родителей.

2. Присоединение социума.

3. Администрация.

2.4. Концептуализация.

Выдвинутая федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задача формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста отразилась в создании проекта по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.

Проект разработан на основе изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Призванные великие люди (Д. С. Лихачев, К. Д. Ушинский, НН. Ланге и др., известные педагоги и авторы многих исследований в области психологии развития человека, утверждают о том, что дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы нравственных качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Поэтому задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины, отношение людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека).

Сегодня существует множество концепций, технологий, программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание («Наследие» М. Ю. Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой; «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук). Я взяла за основу программу нравственно – патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук.

Данный проект раскрывает направление, методы и формы работы, а также особенности её организации, необходимые для её реализации.

Осуществление проекта осложняется проблемой слабой включенности родителей в совместную деятельность, с уровнем психолога- педагогической культуры родителей, их занятостью.

3. Целеполагание.

3.1. Цель проекта:

1. Разработать систему формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с городом Козловка.

3.2. Задачи:

1. Изучить современное программно – методическое обеспечение по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.

3. Пополнить предметно – развивающую среду в группе.

4. Укрепить социально – личностные взаимоотношения между педагогами, детьми, родителями и и социумом.

5. Наладить связь с сотрудниками музея и библиотеки города Козловки.

6. Изучить архивные документы об образовании, истории города Козловки. Адаптировать материал для использования детьми старшего дошкольного возраста.

7. Обогащение представлений детей о малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает.

8. Воспитывать чувства привязанности и любви к родным местам.

9. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу, к своим близким.

10. Ориентировать родителей воспитанников на духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание в семье.

3.3. Ожидаемые результаты.

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Дети.

1. У детей сформированы представления о городе Козловке:

*географическое положение;

*достопримечательности;

* архиктектура;

* отрасли производства;

* национальный состав.

Педагоги.

1. Приобретение педагогами нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников, повышение профессионального мастерства.

2. Пополнится развивающая среда в группе.

3. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители.

1. Повысится педагогическая компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей.

2. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Возможность участвовать в совместном проекте.

4. Реализация проекта.

Вид проекта: информационный, творческий, фронтальный.

Участники проекта: воспитанники, родители, руководитель проекта, социум.

Продолжительность: долглсрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

4.1. Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (сентябрь)

2 этап – основной (сентябрь – май)

3 этап – оценочный (май)

• I этап. Подготовительный этап.

Задачи: изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.

Мероприятия

1. Мониторинг. Провести диагностику детей.

2. Изучение программно-методического материала по направлению работы. Повышение собственной профессиональной компетентности.

3. Провести анкетирование родителей.

4. Привлечение спонсорской помощи для реализации проекта. Пополнение предметно развивающей среды.

5. Составление плана мероприятий по реализации проекта

(с детьми, родителями).

7. Подбор художественной и детской литературы; иллюстративного материала. Послужит помощью в реализации проекта.

• 2 этап. Основной этап.

Задачи: осуществление работы с детьми, их родителями и специалистами.

1. Совместные экскурсии и целевые прогулки по городу. Совместная деятельность.

Сентябрь Воспитатели, родители и дети.

2. Творческая мастерская (Сувенирные лапти, свистульки и др.). Детско – родительский

досуг «Магазин сувениров чувашских мастеров». Октябрь Воспитатель,

родители и дети.

3. Составление альбомов «Моя семья». Совместная деятельность родителей с детьми. Ноябрь Воспитатель, родители и дети.

4. Участие в конкурсах разного уровня по данной тематике.

Всероссийский уровень: Ежегодный конкурс «Семь Я».

Окружной уровень: Ежегодный межрегиональный детский конкурс «Совенок – дошкольник».

Городской уровень: Конкурс детских рисунков «Моя маленькая жизнь».

Конкурс чтецов на военную тематику.

Конкурс фотографий «Мой город».

На уровне ДОУ: Проект «Край, в котором я живу». Творческая деятельность детей.

Воспитатель, родители и дети.

5. Развлечения по данной тематике (конкурсы, викторины, праздники). Совместный досуг. Воспитатели, специалисты и дети.

6. Создание уголка памяти. Совместная деятельность. Воспитатель, родители и дети.

7. Оформление стенгазеты «Война глазами детей». Совместная деятельность.

8. Творческая продуктивная деятельность детей (изготовление поздравительных открыток, поделок и т. д.). Внимательное и заботливое отношение к окружающим людям (ветеранам, родным, сотрудникам ДОУ и т. д.).

9. Познавательный блок («Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу» и т. д.). Чтение художественной литературы.

Воспитатель.

10. Мастерская-выставка. Совместный досуг. Воспитатели и дети.

11. Экскурсия в историко – краеведческий Дом - музей великого математика Н. И. Лобачевского в городе Козловка. Знакомство с жизнью и деятельностью Н. И. Лобачевского в г. Козловка. Познавательное мероприятие. Воспитатели и дети.

12. Экскурсия детей в городскую библиотеку. Знакомство с творчеством писателя – земляка Н. Ф. Мранька. Воспитатели, сотрудники библиотеки и дети.

13. Познавательные беседы: «Город раньше и теперь», «Улицы нашего города», «Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем городе» и т. д. Совместная деятельность. Воспитатели и дети.

14. Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам. Совместная деятельность.

Воспитатель, родители и дети.

15. Оформление альбома «Военная техника». Совместная деятельность.

16. Совместное написание книги «Я за мир на всей планете». Оформление книги из детских рисунков и высказываний. Воспитатели, родители и дети

17. Сюжетно-ролевые игры («Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» и др.). Совместный досуг. В ходе реализации проекта. Воспитатели и дети.

18. Тематическое занятие, посвященное празднику Дню Победы. Познание.

(Участие в КМО). Воспитатель.

19. Подвижные игры (русские, чувашские). Совместный досуг «Играем вместе». Обогащение эмоциональной сферы детей. Воспитатели и дети

20. Создание мини – коллекции «Музыка военных лет». Обогащение эмоциональной сферы детей. Воспитатели, родители, специалисты.

21. Создание мини – библиотеки на военную тематику «Рассказы, повести, стихи о ВОВ». Обогащение предметно – развивающей среды. Воспитатели, родители и дети.

22. Акции «Украсим аллею детского сада цветами». Создание ландшафтного дизайна. Воспитатели, родители и дети.

22. Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные реликвии» и др. Совместная деятельность детей и воспитателя. Развитие любознательности детей. В ходе реализации проекта. Воспитатели и дети.

23. Семейный вечер «У нас в гостях жители города».

Укрепление детско-родительских отношений. Воспитатели, родители и дети.

24. Конкурс совместного рисунка родителей и детей «Моя любимая улица».

Формирование представлений о назначении улиц города Козловка.

Воспитатели, родители и дети.

25. Рассматривание буклетов, иллюстраций, альбомов, фотографий о городе Козловка. Совместная деятельность детей и воспитателя. Воспитатели и дети

26. Пополнение предметно-развивающей среды. Обогащение предметно – развивающей среды. В ходе реализации проекта. Руководитель проекта.

27. Благоустройство участка. «Трудовой десант». Осень, лето. Воспитатели, родители и дети

28. Спортивные игры с военно - патриотическим содержанием. Совместный досуг «Играем вместе». В ходе реализации проекта. Воспитатели и дети.

Работа с педагогами.

Каждому педагогу ДОУ следует обогащать духовный мир, стремление самосовершенствованию, самообразованию, к пополнению краеведческого опыта.

Мне необходимо, чтобы педагоги нашего детского сада стали моими единомышленниками и друзьями. Очень важно согласовывать стратегию воспитания детей с коллегами.

Мероприятия.

1. Консультация с приглашением специалистов- краеведов на тему «История народной культуры, традиции».

Осуществление цикла просветительских мероприятий. Октябрь Руководитель проекта, специалисты

2. Педсовет “Формирование патриотических чувств дошкольников через воспитание любви к малой Родине”. Выступление на педсовете. Февраль Руководитель проекта

3. Презентация проекта на педагогическом совете. Акции ”Банк идей».

Работа с родителями.

Мероприятия

1. Фотолетопись “Любимые уголки моего города” Обогащение знаний о городе. Желание больше узнать о его истории. Октябрь Руководитель проекта и родители

2. Семейная гостиная “Встреча за круглым столом”. Общение, диалоги. Декабрь Руководитель проекта, родители

3. Выпуск газеты “В кругу семьи”.

Обогащение совместного досуга. Февраль Родители

4. Анкетирование родителей: «Патриотическое воспитание ребенка». «Приобщение детей к семейной традиционной культуре».

Родительское собрание.

Сентябрь, апрель Руководитель проекта, специалисты

5. Консультации по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Беседы. В ходе реализации проекта Руководитель проекта

6. Совместная работа.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс для совместной работы. В ходе реализации проекта Руководитель проекта

7. Родительское собрание «Историческое прошлое моей семьи в ВОВ»

Обогащение знаний родителей о историческом прошлом своей семьи. Май Руководитель проекта, родители

• 3 этап. Заключительный этап.

Задачи:

- Повторное диагностирование детей.

- Анкетирование родителей.

- Тематический праздник «День города» (со всеми участниками образовательного процесса).

- Фотовыставка “Я и мой город».

- Презентация проекта на педагогическом совете.

5. Мониторинг.

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Диагностическое обеспечение: «Мониторинг в детском саду» под редакцией Ермолаева С. Д., Спб, издательство «Детство-пресс», 2011г. Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Люби и знай родной свой край»Фотоотчет «Люби и знай родной свой край» На основании письма отдела образования администрации о проведении городского конкурса детских рисунков для воспитанников детских садов и.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Этикет
  • Птицы
Автор публикации:
«Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей
Опубликовано: 12 октября 2017 в 11:31
+332Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»
Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные процессы (...
Мастер-класс «Изготовление платковой куклы»
Уважаемые коллеги! Представляем ашему вниманию мастер-класс по изготовлению платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного...
Конспект по окружающему миру «Кроет уж лист золотой» в подготовительной к школе группе
Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к...
Фотоотчет. Экскурсия в библиотеку «Правила движения достойны уважения»
Фотоотчет. Экскурсия в библиотеку. Тема: «Правила движения достойны уважения». Недавно мы посетили центральную детскую библиотеку. Сотрудники...
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Вышла курочка с цыплятами...
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Вышла курочка с цыплятами гулять» Цель: 1. Продолжать знакомить детей с внешним видом,...