Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»

Любовь Федотова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно – творческую деятельность»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев).

Паспорт проекта:

Проект:долгосрочный,творчески – информационный,групповой.

Сроки реализации проекта: 2012 - 2013 учебный год.

Актуальность проекта: Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Цель:

- развивать творческую активность и эстетический вкус;

- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;

- показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи:

- знакомство с историей народных промыслов декоративно – прикладного искусства;

- изучить характерные особенности каждого промысла;

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;

- формировать у детей и духовный патриотизм.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста - воспитатели - родители.

Ожидаемый результат:

- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;

- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;

- гордость за свой народ, свою культуру.

Этапы работы:

1. Подготовительный - 01.09.12 – 10.09.12

Родители, дети, воспитатели - сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.

2. Основной (реализация проекта) - 10.09.12 – 10.05.13

Знакомство с народными промыслами:

1. Павлово – Посадский платок (региональный компонент)

2. Русская матрешка

3. Дымковская игрушка

4. Филимоновская игрушка

5. Гжельская роспись

6. Жостовская роспись

7. Хохломская роспись

8. Полхов - Майданская роспись

9. Городецкая роспись

3. Заключительный – 10.05.13 – 30.05.13

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно – прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Формы работы

с детьми:

1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).

2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.

3. Циклы образовательных ситуаций художественно – творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье – маше или лепка предметов и т. д.).

В каждой образовательной ситуации используется ИКТ - презентации, музыкальное сопровождение образовательных ситуаций, игровые моменты, показ образцов изделий, знакомство с историей создания росписей и т. д.

4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.

5. Чтение художественной литературы.

6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые.

7. Выставки рисунков и поделок.

8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.

9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

10. Посещение Павлово – Посадского производства платков, музея Истории Павлово – Посадского платка.

11. Помощь родителям в мастер – классах по изготовлению поделок.

12. Тематический вечер «Народные промыслы».

13. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.

с родителями:

1. Участие в сборе предметов народного творчества.

2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.

3. Консультирование родителей.

4. Мастер – класс для родителей по изготовлению шкатулки из Павлово – Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.

5. Мастер- класс для пап и мастер – класс для мам – изготовление поделок к праздникам (папы – для мам мастерят бусы из Павлово – Посадских платков, а мамы – для пап мастерят галстуки из Павлово – Посадских платков).

6. Привлечение родителей к литературе на выставке о народных промыслах.

7. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

8. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».

9. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.

10. Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.

11. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.

12. Просмотр итоговой презентации.

Результаты реализации проекта:

Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:

- создана предметно – развивающая среда;

- сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;

- дети умеют различать изделия народных промыслов;

- используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;

- созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;

- организованы выставки поделок и рисунков;

- проведен тематический вечер и показана презентация – как итог проекта для детей и взрослых.

Литерату

ра:[/b]

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.

2. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.

4. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.

5. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.

6. Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.

7. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»
Опубликовано: 2 января 2014 в 11:29
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...