Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»

Любовь Федотова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно – творческую деятельность»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев).

Паспорт проекта:

Проект:долгосрочный,творчески – информационный,групповой.

Сроки реализации проекта: 2012 - 2013 учебный год.

Актуальность проекта: Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Цель:

- развивать творческую активность и эстетический вкус;

- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;

- показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи:

- знакомство с историей народных промыслов декоративно – прикладного искусства;

- изучить характерные особенности каждого промысла;

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;

- формировать у детей и духовный патриотизм.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста - воспитатели - родители.

Ожидаемый результат:

- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;

- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;

- гордость за свой народ, свою культуру.

Этапы работы:

1. Подготовительный - 01.09.12 – 10.09.12

Родители, дети, воспитатели - сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.

2. Основной (реализация проекта) - 10.09.12 – 10.05.13

Знакомство с народными промыслами:

1. Павлово – Посадский платок (региональный компонент)

2. Русская матрешка

3. Дымковская игрушка

4. Филимоновская игрушка

5. Гжельская роспись

6. Жостовская роспись

7. Хохломская роспись

8. Полхов - Майданская роспись

9. Городецкая роспись

3. Заключительный – 10.05.13 – 30.05.13

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно – прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Формы работы

с детьми:

1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).

2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.

3. Циклы образовательных ситуаций художественно – творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье – маше или лепка предметов и т. д.).

В каждой образовательной ситуации используется ИКТ - презентации, музыкальное сопровождение образовательных ситуаций, игровые моменты, показ образцов изделий, знакомство с историей создания росписей и т. д.

4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.

5. Чтение художественной литературы.

6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые.

7. Выставки рисунков и поделок.

8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.

9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

10. Посещение Павлово – Посадского производства платков, музея Истории Павлово – Посадского платка.

11. Помощь родителям в мастер – классах по изготовлению поделок.

12. Тематический вечер «Народные промыслы».

13. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.

с родителями:

1. Участие в сборе предметов народного творчества.

2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.

3. Консультирование родителей.

4. Мастер – класс для родителей по изготовлению шкатулки из Павлово – Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.

5. Мастер- класс для пап и мастер – класс для мам – изготовление поделок к праздникам (папы – для мам мастерят бусы из Павлово – Посадских платков, а мамы – для пап мастерят галстуки из Павлово – Посадских платков).

6. Привлечение родителей к литературе на выставке о народных промыслах.

7. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

8. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».

9. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.

10. Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.

11. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.

12. Просмотр итоговой презентации.

Результаты реализации проекта:

Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:

- создана предметно – развивающая среда;

- сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;

- дети умеют различать изделия народных промыслов;

- используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;

- созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;

- организованы выставки поделок и рисунков;

- проведен тематический вечер и показана презентация – как итог проекта для детей и взрослых.

Литерату

ра:[/b]

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.

2. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.

4. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.

5. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.

6. Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.

7. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности»
Опубликовано: 2 января 2014 в 11:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...