Получи документы

Проект по краеведению «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

Раиса Белецкая
Проект по краеведению «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

Характеристика проекта.

Матерчатая или тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в скалку (закрутка, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, разноцветная одежда из лоскутков. Безликое лицо: считалось, что в живую куклу мог вселиться злой дух. Кукла изготавливалась без иглы и ножниц. Этим можно было причинить вред владельцу куклы, а она была оберегом. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. Игрушки никогда не разбрасывались по избе, а хранились в корзинах или коробах. Брали их на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы были частью жизни человечества с древних времен. Вероятно, их тогда создавали из простых материалов: глины, меха, дерева и использовали для изображения религиозных персонажей или в качестве игрушек. Кукол, сделанных из плоских кусков дерева, разрисованными разными узорами, часто находили в египетских захоронениях. В египетских гробницах богатых семей находили глиняных кукол. А традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В настоящее время появилось «новое» увлечение – изготовление тряпичных кукол по русским канонам и традиция. И мы подумали: «А не смастерить ли нам с детьми, каждому, свою неповторимую игрушку - куколку?». И через год узнаем, что из этого получилось. Так родился наш педагогический проект.

Публикация «Проект по краеведению „Кукла тряпичная — игрушка отличная“» размещена в разделах

Актуальность проекта :

-участие педагогического проекта в экспериментальной площадке дошкольного образовательного учреждения;

- проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

- новые формы работы с семьёй – создание семейных мастерских «Рукам - работа, душе - праздник!» на основе сотрудничества и взаимного партнёрства родителей и детей - дошкольников.

Вид проекта : ручной труд и познавательное развитие

Продолжительность проекта : 1 год

Участники проекта : дети 3-4 лет, родители.

Цель:

познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи:

образовательные:

исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;

изучение классификации тряпичных кукол;

обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;

освоение технологии изготовления кукол;

изготовление образцов кукол-оберегов;

знакомить детей младшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

развивающие:

развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: ООД, развлечения, беседы, мастер-классы.

развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;

способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей.

воспитательные:

воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;

воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.

Методы и приемы работы:

1. Беседы с детьми.

2. Чтение художественной литературы.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Показ презентаций.

5. Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.

6. Информационные листы, консультации для родителей.

7. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

8. Анкетирование.

9. Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

10. Трудовые поручения, действия.

11. Инсценировка сюжетов.

12. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.

13. Обобщение, моделирование, систематизация.

Этапы реализации проекта :

I подготовительный

1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор фотографий, иллюстраций;

- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т. д. ;

- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр;

- подбор потешек, песен на тему русского быта;

4. Разработка конспектов ООД по теме.

5. Разработка мастер- класса по теме.

6. Подготовка консультаций для родителей.

7. Анкетирование родителей.

8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий).

II основной

1. Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.

2. Продолжить работу по проекту в соответствии плана.

III заключительный

1. Презентация «Кукла тряпичная - игрушка отличная»

3. Совместные мастер-классы для родителей с детьми по изготовлению тряпичных кукол.

4. Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

5. Создание мини-музея «Русская народная тряпичная кукла».

Инновации проекта :

- организация продуктивной творческой деятельности дошкольников, направленной на овладение умением сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладение приемами её изготовления;

- развитие памяти, глазомера, мышления, навыков работы с новыми материалами;

- использование нетрадиционных для детского сада материалов (ткань, трикотаж, мех, нитки, нетканые, отделочные и декоративные материалы и др.)

Предполагаемый результат:

- приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям;

- развитие познавательной активности в изучении истории родного края, русского народа;

- развитие стремления к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей;

- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;

- развитие мелкой моторики рук;

- расширение и активизация словарного запаса: «фартук», «кайма», «рукодельница», «безликая», «оберег», «лоскут», «тряпичная» и др.

- совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме;

- развитие творческого воображения, индивидуального самовыражения при изготовлении тряпичной куклы, заинтересованности историей возникновения куклы;

- взаимодействие с краеведческим музеем;

- участие родителей в организации работы по проекту;

- совершенствование познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

Оценка результатов проекта :

- создание центра по работе с нетрадиционными (для детского сада) материалами: ткань, текстиль, мех, кожа, нитки, картон, пенопласт, поролон;

- создание семейных мастерских;

- формирование знаний и умений, а также интереса к истории русского народа;

- установление партнёрских взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместного труда;

- воспитание взаимопомощи, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежания, чувства коллективизма;

- воспитание любви к своей Родине;

- создание мини – музея «Русская народная тряпичная кукла»

Перспективное планирование.

№ пп Месяц Содержание занятия Техника исполнения Материалы

1 Сентябрь Кукла – мотанка Лоскутная

техника, мотание. Нитки, ткань, вата

2 Октябрь Кукла - птичка Лоскутная

техника, мотание Нитки, ткань, вата

3 Ноябрь Кукла - десятиручка Лоскутная техника, мотание Нитки, ткань, вата

4 Декабрь Кукла «Рождественский ангел» Лоскутная техника,

мотание Нитки, ткань, вата

5 Январь Кукла – травница Лоскутная техника Нитки, ткань, синтепон

6 Февраль Кукла – Масленница, панно «Зимняя рябина». Лоскутная техника,

торцевание Ткань, картон, пенопласт

7 Март Кукла – веснянка, лоскутные пасхальные яйца Лоскутная техника, мотание Лоскутная техника, мотание, вата, синтепон

8 Апрель Групповое панно «Страна Кукляндия» Лоскутная техника Ткань, пенопласт, декор

9 Май Куклы «Неразлучники» Торцевание Ткань, нитки,палочка

Примечание: в связи с долгосрочностью проекта темы могут изменяться и добавляться.

Продукт проектной деятельности :

- лоскутные поделки, панно, тряпичные игрушки, тряпичные куклы.

Презентация:

-презентации в рамках экспериментальной площадки ДОУ

- непосредственно образовательная деятельность;

- выставки в ДОУ поделок совместного творчества родителей и детей;

- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

- отчёт – презентация по проекту «Кукла тряпичная - игрушка отличная»

Центр познавательного развития:

- тематические занятия, ручной труд

- совместная деятельность с родителями

- чтение сказок: «Дары ангелов», «Звёзды в соломенной шляпе», «Долгая зима» (автор - Светлана Савицкая, «Василиса Прекрасная» «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Крошечка – Хаврошечка», русских народных потешек, стихов, пословиц и поговорок;

- создание мини – музея кукол;

- организация экскурсий по мини – музею в рамках экспериментальной площадки;

- беседы: «Куклы наших предков», «История русской народной тряпичной куклы», «Куклы - игрушки», «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», «Тряпичная кукла», «О дружбе и взаимопомощи», «Что такое оберег?», «Из бабушкиного сундука»

Центр игровой деятельности:

- Подвижные игры: «Весёлые ниточки», «Наперсток», «Куда иголка, туда и нитка», «Храбрый портняжка», «Игла и ёжик», «Светофор», «Маша и медведь»;

- Дидактические игры: «Пазлы «Золушка», «Мелкая мозаика», «Цветные завитки», «Одень куклу», «Кубики – мякиши «Животные Африки»,«Пазлы», «Кубики – мякиши «Профессии», развивающий коврик;

- Творческие игры: «Таня идёт в гости», «Мастерица», «История одной куклы», «Новое платье короля», «Одеваем принцессу», «Мой утюжок», «Дочки – матери», «Ждём гостей», «Надевай правильно».

Центр художественной деятельности:

- рисование: «Ковер - самолет», «Ваза с цветами», «Зимнее дерево», «Кленовый лист» и др.

- аппликация: из ткани, нетканых материалов «Военная тема», «Зебра», «Кораблик», «Снеговик», «Весенние цветы».

- лепка с применением ткани: «Солнце», «Дом», «Парусник», «Цыплёнок», «Помидор», «Морковь» «Птицы», «Цветной ковёр», «Животные»

- поделки с применением других материалов: лоскутные панно на пенопласте, тряпичные куклы, лоскутные игрушки, белые ангелы, лоскутные новогодние игрушки.

Центр музыкального развития:

-прослушивание русских народных песен, запевок

- музыкальные занятия

- совместная музыкальная деятельность

- разучивание песен, танцев

- развлечение «Кто в куклы не играет - тот счастья не знает!»

Список литературы:

1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок, Белый город, 2010 г.

2. Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека, 2017 г.

3. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству, работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград: Учитель, 2009.

5. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.

6. Долгова Виталина, Славянские куклы-обереги своими руками -Издательство: Феникс, 2016 г.

7. Колпакова Ирина, Возвращение мудрости предков -Издательство: Формат-М, 2016 г.

8. Кретова Марина, Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет - Издательство: Сфера, 2016 г.

9. Лыкова И. А., Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками- Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.

10. Лыкова И. А., Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков - Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.

11. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Шведовой Н. Ю. – 22-е изд. стер. – М. : Русский язык. 1990.

13. Чуксина С. Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.

14. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.

15. Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г.

Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Мастер-класс «Традиционная тряпичная кукла Кувадка»Мастер-класс «Традиционная тряпичная кукла Кувадка» Цель: знакомство родителей с русской традицией изготовления тряпичных кукол. Задачи: Образовательные: познакомить с историей создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по краеведению «Кукла тряпичная — игрушка отличная»
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 08:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД