Получи документы

Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»

Валентина Рухля
Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»

Проект

«Школа – территория культуры питания»

Общие сведения о проекте

Организатор проекта :

Муниципальное общеобразовательное Бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 1, п. Новобурейский.

Место реализации проекта :

п. Новобурейский, Бурейского района, Амурской области.

Время проведения:

01.09.2012 — 01.09.2014

Целевые группы, на которые направлен проект :

- учащиеся МОБУ Новобурейской СОШ № 1

Публикация «Проект по культуре питания „Школа — территория культуры питания“» размещена в разделах

- педагоги, социальный педагог, медицинский работник образовательного учреждения, родители;

- работники школьной столовой образовательного учреждения и УМПОПиТ «Вариант»

- представители местных органов власти и бизнеса.

Цели проекта :

• формирование культуры здорового питания у обучающихся школы.

Задачи проекта :

• дать представление о негативных факторах риска здоровью детей от недоброкачественного питания, существовании и причинах возникновения заболеваний ЖКТ от неправильного питания;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

• научить, обучающихся делать осознанный выбор блюд в школьной столовой и повседневной жизни позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Краткое описание проекта :

Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности школы, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса. Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТЫРЫ ПИТАНИЯ» подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к культуре питания, здоровью и здоровому образу жизни. На формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях продуктов питания, их пользе для организма человека, правилах культурного здорового питания, способствующему правильному физическому развитию.

Актуальность проекта.

По итогам эпидемиологических исследований характера питания населения Амурской области в 2004-2005гг. выявлены типичные для Российской Федерации нарушения в питании : умеренный дефицит витамина В1 составил от 32% до 85% от рекомендуемых Минздравсоцразвития России нормативов; дефицит витамина С 20% 90%; дефицит кальция от 55% до 100%; выявлен выраженный дефицит витамина А и селена, умеренный дефицит железа. В два раза меньше по сравнению с рекомендуемыми нормативами рационы детей содержат медь, марганец. Отмечен дефицит животных белков: соотношение белков, жиров и углеводов в рационе среднего жителя республики представлено как 1:1, 3: 5,9 при принятой формуле сбалансированного питания 1 : 1:4. Так, в рационе питания детей, проживающих в сельской местности, уровень белков составляет всего 50-60% от рекомендуемых величин. В целях профилактики йод дефицитных состояний главным образом применяется йодированная соль. Она используется в детских и подростковых учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также реализуется в розничной торговой сети. Однако, в Амурской области отмечается рост эндокринной патологии у детей, в основном за счет развития эндемического зоба, от 111,4 в 2003 году до 115,1 на 1000 детей 0 - 17 лет в 2007 году. Несбалансированное питание также привело к увеличению числа диагностируемых хронических заболеваний у детей болезней желудочно-кишечного тракта. Большую часть поражений органов пищеварения занимают воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта. При этом на долю эзофагитов, гастритов, дуоденитов приходится до 50 % всех заболеваний органов пищеварения. Следует отметить увеличение болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Таким образом, в Амурской области состояние здоровья детей характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по значительной распространенности хронических заболеваний, в том числе связанных с питанием. Как отмечают компетентные специалисты, прослеживается тревожная тенденция к замене горячего питания, как в школе, так и в семье, буфетной продукцией. Основным недостатком школьного питания остается то, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, не всегда полно просчитывая физиологические потребности детей в витаминах и микроэлементах. В настоящее время в России разработан специальный регламент рекомендованных и запрещенных продуктов питания для общеобразовательных учреждений, благодаря которому уже с 2008 года, дети не могут приобрести в школах вредные для подрастающего организма продукты. Но что помешает им покупать такие продукты в соседнем со школой или домом, магазине? Вопрос состоит в том, что кроме модернизации питания и пищеблоков в целом, нужно формировать здоровьесохраняющее и здоровьесозидающее пищевое поведение, чтобы при большом выборе продуктов человек отдавал предпочтение полезной и здоровой еде. Эти предпочтения должны формироваться и в семье и в школе, поэтому так же важна информационная, просветительская работа.

Состояние организации питания в МОБУ Новобурейской СОШ № 1

С сентября 2011 года охват горячим питанием учащихся школы составляет 90%. В сравнении с прошлым годом охват питанием возрос на 2-3 процента. В школе организован учет питания всех категорий учащихся. Учет ведется классными руководителями, социальным педагогом. Еженедельно производится отчет о количестве питающихся учеников в отдел образования Бурейского района. В 2011 году бесплатным и льготным горячим питанием обеспечено 281(76 %) обучающихся: 169 обучающихся 1-4 классов, 83 обучающихся из малообеспеченных семей и 29 обучающихся из многодетных семей. Размер дотации на льготное питание школьников 1-4 классов увеличился в 2011 году на 1 рубль 30 копеек в день, обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей более 2 рублей в день. Более 60% учащихся питаются 1 и более раз за счет родительской платы. Для различных категорий учащихся предлагается дополнительное альтернативное, диетическое меню, обеспечивающее более полную потребность школьников в здоровом питании. Обучающиеся 1-4 классов получают дополнительное питание по программе «Школьное молоко», а с 2012 года бесплатным молоком обеспечиваются учащиеся 5-6 классов. В целях обеспечения рациона питания с учетом гигиенических требований в школе разрабатывается и утверждается директором школы перспективное 14-дневное меню. В 2011 году внесены существенные изменения в перечень продуктов для питания школьников. Руководителями общеобразовательных учреждений, классными руководителями осуществляется персональный учет заявок на питание. В образовательном учреждении разрабатываются мероприятия по улучшению организации питания учащихся, в том числе разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, учителей, медработников по пропаганде гигиенических основ здоровья детей, мероприятии по укреплению материально-технической базы школьных столовых, контроль администраций школ за качеством питания. В школьной столовой используются йодированные продукты. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Столовая укомплектована необходимой посудой в соответствии с СанПиН.

Остаются проблемы организации питания обучающихся, сдерживающие применение энергосберегающих и других прогрессивных технологий приготовления пищи и форм обслуживания учащихся, а также повышение охвата горячим питанием школьников до 100%.

Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:

1. Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ с неполной информацией об их полезности или вреде.

2. Возможности предприятий сферы школьного питания несравнимы и не могут конкурировать с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов "быстрого питания").

3. Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды и дизайна столовых.

4. Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.

5. Многие родители не осуществляют контроль над питанием своих детей, как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.

6. Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.

Примерный план деятельности по реализации проекта

№ п/п Наименование и содержание сроки ответственный

I. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающимся

1. Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др. документами. сентябрь 2012 упр. совет школы,

пед. совет школы

2. Создание рабочей группы по разработке программы «Школа – территория культуры питания». сентябрь

октябрь упр. совет школы,

3. Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесберегающих технологий методики Касаткина, программы «Разговор о правильном питании» октябрь пед. совет

4. Техническое переоснащение школьной столовой июнь - август муниципалитет

5. Разработка и реализация программы «Чистая вода» июнь - сентябрь упр. совет школы,

муниципалитет

6. Контроль над качеством питания и питьевым режимом школьников. в течение года реализации проекта социальный педагог, фельдшер

7. Осуществление контроля над соблюдением норм загрузки продуктов при приготовлении пищи в школьной столовой. в течение реализации проекта социальный педагог, фельдшер

Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения правильному питанию учащихся начальных классов.

сентябрь зам. директора,

социальный педагог, разработчики

Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа – территория культуры питания» сентябрь- октябрь 2012 года зам. директора по ВР,

социальный педагог, разработчики

II. Формирование установок на ведение здорового образа жизни.

1. Неделя Здоровья. ежегодно декабрь зам директора по ВР

2. Психопрофилактическая работа с обучающимися: о правильном питании

• «Как должна питаться девочка? (мальчик)

«Поведение за столом»

«Какие профессии связаны с культурой питания».

«Как мы едим»?

«Маленькая хозяйка».

«Свет мой зеркальце» (внешний вид и правильное питание).

«фиточай и его польза».

«Что такое здоровый образ жизни».

«Чайная церемония»

«Вредные привычки в питании» ежегодно по параллелям психолог, классные руководители

3. Выпуск листков «Здоровье и культура питания»

1 класс

«Витаминка»

2 класс

«Лукошко здоровья»

3 класс

«Хочу быть здоровым!»

4 класс

«Я знаю, как правильно питаться»

5 класс

«В гостях у Мойдодыра»

6 класс

«Режим питания – залог здоровья»

7 класс

«Переедание – это…»

8 класс

«Эта страшная болезнь – ожирение»

9 класс

«Кока-Кола и гамбургер…»

10 класс

«Причина болезни ЖКТ»

11 класс

«Смерть в ложке». ежегодно по параллелям классные руководители

4. Проведение валеологических классных часов:

1класс.

• Режим дня.

Питание осенью и зимой.

• Вред жирной пищи.

• Вернисаж «Сладкоежка» (конкурс рисунков)

2 класс.

• Режим дня.

Культурное поведение за столом.

• Гигиена питания.

• Зачем соблюдать режим питания?

3 класс.

• Способы приготовления фиточая

• Здоровье и правильное питание.

• Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.

• О вкусной и здоровой пище.

4 класс.

• Режим дня школьников.

• Как защититься от простуды и гриппа (пищевые приоритеты).

• Правильное питание – залог здоровья.

• Переедать или жить.

5 класс.

• Режим дня.

«Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества.

• Правильное питание – залог здоровья.

• Кока-Кола и гамбургер…

6 класс.

• Межличностное общение за столом.

Культура чаепития.

• Долина полезных продуктов.

• Психоактивные вещества.

7 класс.

• Эстетика питания.

• Влияние наркотиков на жизненный стиль человека.

• Переедание последствия стресса

«Еда, сон и профилактика его нарушения».

8 класс.

• Правила выбора гигиенических средств ухода за посудой.

• Продукты, улучающие зрение.

• Продукты, снимающие утомления.

• Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь.

• Открытая трибуна «Все о здоровой пище»

Сотрудничество с ЦРБ.

• Лекция «Здоровый образ жизни. Вредные привычки в питании»

9 класс.

• Гигиена питания – основа здорового образа жизни.

Культура выбора блюд.

Культурное поведение за столом.

• Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.

10 класс.

• Правила поведения в местах общественного питания.

• Уход за посудой.

• Самоконтроль и саморегуляция питания

• Биоритмы и здоровое питание.

11 класс.

• Кожа и питание (взаимосвязь).

• Пищевые приоритеты.

«Ожирение в зеркале статистики».

• Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.

• Модели поведения людей за столом.

В течение 2012 -2014 года зам. директора по ВР, классные руководители

5. Психопрофилактическая работа: цикл часов общения по теме «общение за праздничным столом» :

1 класс:

• Будем знакомы, будем друзьями!

• Я то, что я ем.

2 класс:

• Наш класс – дружная семья (организация чаепития).

• Тайны правильного питания.

3 класс:

• Чем угостить друзей.

• Тайны правильного питания.

4 класс:

Улыбка: в чем ее секрет (правильное питание).

• Тайны правильного питания.

5 класс:

• Сказка о булочках и газ напитках.

• Мой помощник - витамины.

6 класс:

• Кем и каким я хочу быть.

«Веселья час» - воспитание умений и навыков культуры поведения за праздничным столом.

7 класс:

• Роскошь в питание – плюсы и минусы.

• Чем я отличаюсь от других? (индивидуальное питание)

8 класс:

• Привычки и воля (пищевые приоритеты).

• Праздничная и повседневная посуда.

9 класс:

• Победить неуверенность в себе! Как правильно вести себя за столом.

• Никогда не поздно научится готовить.

• Первый блин комом.

10 класс:

• Я утверждаю себя. Эстетика питания

• Как правильно принять гостей.

• Красота приготовления пищи.

11 класс:

• Имидж и культура питания.

• Я толерантная личность. Уважительное отношение к различным национальным блюдам.

• Путь к сердцу мужчине лежит через желудок…

• Выбор профессии повара – это серьезно.

в течение 2012-2013 зам. директора по ВР, классные руководители

III. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

1. Родительские собрания «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей». (1- 5 классы) В течение 2012 года

2.

Родительские собрания «Как кормить детей». (1-4 классы)

В течение 2013года

3. Родительские собрания «Зачем нужно питаться в школьной столовой (1-11 классы). В течение 2012 года

4. Организация клуба любителей здоровой пищи. 2013 год упр. совет школы,

5. Консультации по питанию детей-инвалидов. В течение 2013-2014 года фельдшер

Проведение мероприятий по повышению пищевой ценности продуктов питания обучающихся общеобразовательных учреждений с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся

1. Организация витаминных столов, диетического питания. Обеспечение школьных столовых йодированными продуктами. В течение проекта Директор школы, упр. Совет.

2. Разработка и внедрение в практику работы 20-дневного меню с учетом рациональных норм питания. Зав. столовой

3. Введение в школьное питание продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макроэлементами и нутриентами Директор, упр. совет

Основные мероприятия проекта

1. Техническое переоснащение школьной столовой с установкой пароконвектоматов (обеспечивающих рациональное приготовление пищи и экономией времени и продуктов, снижения гиперкалорийности блюд, обновление мебели и оборудования (современных промышленных овощерезок, обеспечивающих С-витаминизацию рациона и пр.) – эти меры направлены на внедрение прогрессивных здоровье сберегающих технологий приготовлении.

2. Реализация программы «Чистая вода» через установку фильтров очистки питьевой воды – эти меры обеспечат использование чистой воды без вредных примесей для приготовления пищи.

3. Повышение пищевой ценности продуктов питания обучающихся с учетом территориальных особенностей и сезонности потребления, доступности, качества школьного питания, разнообразия рациона питания обучающихся в том числе оптимизация системы йод профилактики – эти меры позволят осуществлять витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой, использовать в питании продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, с введением в рацион йодсодержащих продуктов и профилактических средств. Названные меры обеспечат улучшение здоровья школьников, снижение утомляемости и восполнит дефицит йода в организме детей, проживающих на эндемической территории йододифицита.

Информационное обеспечение организовано через создание доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсов для разных возрастных групп учащихся по всем аспектам проблемы культуры здорового питания детей и подростков с привлечением СМИ, классных руководителей, родителей, медицинских работников.

Мониторинговое сопровождение проекта – позволит выявить ресурсы и минимизировать угрозы и риски проекта. Эта мера так же позволит создать тиражируемую модель по итогам проекта, готовую для диссеминации.

Ожидаемые результаты

• Будет создан бренд школьного питания как здоровой альтернативы сложившимся стереотипам пищевого поведения детей и подростков.

• Будет издано не менее 6 буклетов, не менее 4 публикаций в СМИ.

Школьная столовая будет оснащена мебелью и современным технологическим оборудованием.

• Проведено не менее 2 семинаров с целевыми группами проекта по обучению основам здорового питания и современным технологиям приготовления пищи.

• Будет разработана программа и инструментарий системы оценки качества школьного питания. Будет подготовлен анализ по итогам мониторингового исследования.

• Привлечение внимания субъектов образовательного процесса и общественности к проблемам школьного питания, оздоровления обучающихся и их решению.

1. Сформировать представление у 100% обучающихся о здоровом питания влиянии его на здоровье.

2. 100% детей научить самостоятельно, осознанно выбирать полезные продукты, позволяющие сохранить и укрепить свое здоровье.

3. 100% детей научить выполнять правила личной гигиены, тем самым, поддерживая свое состояние здоровья на должном уровне.

4. 100% детей научить элементарным правилам поведения за столом во время принятия пищи.

5. У 100% выпускников сформировать навыки оформления праздничного стола.

6. У 100% сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями питания.

Примерная смета

п/п наименование количество стоимость

1. Методическая литература по необходимости 3000

2. Привлечение специалистов для организации дополнительным образованием по культуре поведения за столом 6часов 7000

3. Фильтр для чистки воды 2 шт 12000

4. Набор посуды для сервировки стола 2 шт 12000

5. Обеденные столы 1 набор 45000

6. Пароварка 1шт 6000

7. Микроволновая печь 2 шт 10000

Итого 174000 рублей

Публикации по теме:

Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста в детском саду и дома Лаврухина Е. Б. ВоспитательДошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных.

Организация питания в ДОУ .

Краткосрочный проект в старшей группе для детей с ТНР (ОНР) «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность проблемы: Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает.

Формы и методы образовательной работы по совершенствованию навыков культуры питания детей 4–5 лет Государственное учреждение образования «Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения» Выступление на педагогическом.

Лэпбук «Азбука питания»Лэпбук «Азбука питания» Предлагаю вашему вниманию лэпбук «Азбука питания». Цель: формировать представления о правильном питании; расширять знания детей о продуктах.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Организация правильного питания» Педагогический проект для детей старшего возраста «Организация правильного питания в детском саду» Цель: повышение эффективности формирования.

Проект для подготовительной группы «Азбука питания» Актуальность разработки и реализации проекта: В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется.

Проект во второй младшей группе «Азбука здорового питания» Организация проектной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Азбука здорового питания». Авторы конспекта проекта: Ваганова.

Роль дидактических игр в формировании представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста Роль дидактических игр в формировании представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста. Проблема воспитания культуры питания.

Воспитание столового этикета и формирование культуры питания у детей старшего дошкольного возраста Слайд №1 Воспитание столового этикета и формирование культуры питания у детей старшего дошкольного возраста Слайд № 2 Актуальность Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по культуре питания «Школа — территория культуры питания»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 05:50
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД