Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.

Оксана Аникина
Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Народные умельцы»

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Автор проекта: воспитатель МБОУ СОШ №1 г. Кедрового,

Аникина Оксана Сергеевна.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители группы.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта – познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – среднесрочный (январь – февраль)

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества». Б. М. Немецкий.

Актуальность:

Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен.

Декоративно – прикладное творчество позволяет решить данную проблему.

В процессе творческой деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.

Цель: Систематизировать материал по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Хохлома, Городец, Дымково, Русская матрешка.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордится за мастерство русского народа.

5. Знакомить с приемами работы народных мастеров.

6. Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров

7. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

8. Формировать эстетический вкус. Творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

9. Совершенствовать технические навыки и умения рисовать.

10 Показать взаимосвязь искусств: народного декоративно – прикладного, устного и музыкального.

10. Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, листочки, ягодки и др.)

11. Знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента.

12. Продолжать учить придумывать узоры для различных бумажных силуэтов.

13. Закреплять умения лепить из пластилина декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

Гипотеза:

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Формы реализации:

• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

• рассматривание видов росписи;

• выполнение работ по изобразительной деятельности;

• выполнение работ из пластилина;

• подвижные и малоподвижные народные игры;

• выставка детского творчества;

• работа с родителями:

o совместные работы с детьми;

o консультация для родителей;

o беседы;

o обогащение предметно-развивающей среды;

o создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Ожидаемый результат с детьми:

Знать произведения народных мастеров и художников декоративно – прикладного искусства, в которых отражены художественные традиции.

Знать, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия.

Определять вид орнамента по содержанию мотивов.

Овладеть различными видами декоративной росписи.

Создавать декоративные тематические композиции.

Результат : Методическая разработка по теме: «Народные умельцы».

Продукт проекта: Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

Этапы проведения и реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

Подбор методического и специального материала по теме проекта.

Разработка идеи проекта.

II. Основной этап:

План реализации проекта.

Образовательная область Наименование мероприятия

Сроки реализации

Чтение художественной литературы

Музыка

Художественное творчество

Разработки занятий :

Хохлома.

Познание

1. Ознакомление с окружающим

Художественное творчество

1. Рисование

2. Лепка

3. Рисование

4. Рисование

Дымка

Познание

1. Ознакомление с окружающим

Художественное творчество

1. Рисование

2. Лепка

3. Конструирование

4. Рисование

5. Рисование

Городец

Познание

1. Ознакомление с окружающим

Художественное творчество

1. Рисование

2. Аппликация

3. Рисование

Русская матрешка

Познание

1. Ознакомление с окружающим

Художественное творчество

1. Рисование

Познание

Итоговое НОД

Игровая деятельность Подбор и чтение потешек, стихов, прибауток.

Слушание русской народной музыки, песен.

Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

1. «Знакомство с искусством – русское народное декоративно – прикладное искусство»

1. «Хохломские чудеса»

2. «Настенное панно»

3. «Украсим досточку»

4. «Узор на миске»

1. «Знакомство с искусством – народная игрушка»

1. «Козлик»

2. «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»

3. «Барыни – Франтихи»

4. «Дымковская барышня»

5. «Курочка»

1. «Путешествие к Городецким мастерам»

1. «Городецкие узоры»

2. «Поставец»

3. «Конь копытом бьёт»

1. «Они такие разные»»

1. «Красавица матрешка».

Итоговая беседа из цикла

«Народные умельцы»

Народные подвижные и малоподвижные игры:

• «Гори, гори ясно»

• «Ворон»

• «Теремок»

• «Салки»

• «Хомяк»

• «Малинка»

• «Донеси не урони»

• «Колокольчик»

Дидактические игры

1. «Узнай свой элемент».

2. «Сложи орнамент».

3. «Назови роспись».

4. «Составь узор».

5. «Найди свой элемент».

6. «Дорисуй».

7. «Повтори узор».

8. «Продолжи роспись» на протяжении всего проекта

III. Заключительный, обобщающий этап:

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Информационные ресурсы:

-- Вершинина Н. Гербова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

-- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

-- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

-- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

-- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

-- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

-- Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

-- Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

-- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.

-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая

тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.

-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.

Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.
Публикации по теме:

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 30 марта 2013 в 09:35
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...