Проект по обучению регуляции дыхания «Азбука дыхания»

Вера Смелова
Проект по обучению регуляции дыхания «Азбука дыхания»

Актуальность темы:

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Об этом говорит всё прогрессивное человечество. Об этом говорит и Минздрав России, Министерство образования и правительство России, в частности, сам президент В. В. Путин, председатель правительства Д. А. Медведев. Они неоднократно говорили в своих выступлениях об использовании новых здоровьесберегающих технологий, с целью, понижения показателя заболеваемости детского населения страны.

Долгое время считалось, что улучшенное медицинское обслуживание решит проблему здоровья детей. Но это ошибочность. В последние годы врач (впервые в истории человечества, должен признать, что он не способен сделать человека здоровым.

Выход из этой ситуации заключается в применении здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе. Успешное усвоение музыкального материала дошкольниками напрямую зависит от уровня здоровья детей. Частые заболевания ОРВИ, бронхитом, ларингитом, пневмонией приводит к ослаблению функций органов дыхания и организма ребенка в целом. Что в свою очередь, ограничивает физические возможности качественного певческого исполнения и эффективности танцевально-ритмической деятельности.

Дыхание – единственная физиологическая вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже 3-4 летнего возраста. Навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребёнка уже впервые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться на звуковой, мыслительный или речевой стимул.

Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащённый дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра, любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела у детей, вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение малышей управлять своим дыханием, вносит дезорганизацию в произношение звуков. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох.

Поэтому в своей программе я использую систему упражнений на регуляцию дыхания в работе с детьми. Наукой доказано, что правильно сформированное дыхание, влияет на успешное развитие речевой, певческой и двигательной функций, на повышение физиологических резервов детского организма.

Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно, и необходимо начинать в дошкольном возрасте, и продолжать в школе.

Своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания способствует гармоничному развитию ребёнка, повышению физиологических резервов его организма.

Внедрение моего проекта в ДОУ, позволяет сотрудничать между собой педагогам, музыкальному руководителю, родителям и детям, воспитывать в них чувство ответственности за своё здоровье.

Дыхание – является важнейшим физиологическим процессом организма, обеспечивающий энергетический обмен в клетке. Известно, что в клетках мозга эмбриона обнаруживается периодическая активность импульсов, зависящая от изменений уровня углекислого газа и ионов водорода. В процессе беременности дыхательная система развивается и после родов ещё долго совершенствуется. Организм ребёнка ещё во внутриутробном периоде получает своеобразные гипоксические тренировки, так как кислородное снабжение плода через плаценту осуществляется в интервальном режиме.

Насыщенность кислородом

у нормально развивающего плода Средняя насыщенность

крови кислородом при рождении – 37,9%

в 22 недели – 75% через 15мин – 67,3%

в 30 недель – 70% ещё через 15мин – 89,5%

39-40 недель – 60% через 2 часа – 94%-96%

Известно, что насыщенность крови кислородом всегда зависит от глубины дыхания. Для нормального развития организма важно достаточное поступление кислорода из крови в ткани. А это возможно при оптимальной концентрации в них углекислого газа, потому что углекислый газ способствует отделению кислорода от гемоглобина и переходу кислорода из эритроцитов в клетки.

Научными исследованиями доказано, что углекислый газ активно участвует в регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, кислотно-щелочного равновесия, электролитного баланса, проницаемости клеточных мембран, возбудимости нервных клеток, тонуса гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, органов пищеварения и мочевыводящих путей. Если углекислого газа нормально, то и процессы в организме протекают на оптимальном уровне, без нарушений.

Биологическое значение углекислого газа

Функции углекислого газа Последствия дефицита CO2

Участи в центральной регуляции дыхания, вентиляция легких, газообмена Нарушение нервной регуляции дыхания, различные типы отдышки, вегетососудистая дистония, и др.

Регуляция отделения кислорода от гемоглобина внутри эритроцита Ухудшение отделения кислорода от гемоглобина, уменьшение поступления кислорода в клетки – тканевая гипоксия

Участие в биохимических реакциях биосинтеза веществ Нарушение многих биохимических реакций, болезни обмена веществ

Участие в реакции кислотно-щелочного равновесия организма (КЩР) Нарушение показателей КЩР, ухудшение биологической активности ферментов, витаминов, гормонов, лекарств биологически активных добавок

Тонизация нервной системы Неустойчивый тонус нервной системы (астении, депрессии, возбудимость)

Регуляция тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов Склонность к появлению спазмов органов пищеварения, бронхов, мочеточников, маточных труб, и т. д.

Регуляция тонуса артериальных сосудов Склонность к появлению спазмов артериальных сосудов, ухудшение кровотока, гипоксия клеток, дефицит витаминов в клетках, накопление шлаков и токсинов в клетках

Препятствие накоплению активных форм кислорода (свободных радикалов) Избыток свободных радикалов и поражение клеток

Поэтому нужно проводить упражнения для сохранения нормального содержания углекислого газа в организме.

Регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеобразовательное средство, но как одно из условий формирования правильной красивой речи и красивого пения. Для хорошего развития речи особенно важно умение ребёнка дышать равномерно, плавно, с удлинённым выдохом.

Известно, что ещё в 30-е годы ХХ века опыт О. Г. Лобановой по применению оздоровительного дыхания был оценён наркомом просвещения А. В. Луначарским.

Он планировал введения предмета дыхательной гимнастики во всех школах страны. Но проекту А. В. Луначарского не суждено было воплотиться в жизнь.

Программа разработана с учётом особенностей детского возраста.

Цель: Формирование правильного диафрагмального дыхания у старших дошкольников для улучшения их здоровья и развития певческих и музыкально-двигательных способностей.

Задачи программы:

1. Повысить знания педагогов и дошкольников о дыхании как важнейшем физиологическом процессе организма.

2. Формировать осознанные навыки гигиены, самоконтроля и произвольной регуляции дыхания.

3. Совершенствовать музыкальную деятельность с помощью системы упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Основные этапы:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

1 этап – Подготовительный

Задачи:

1. Изучить заболеваемость детей, выявить детей, имеющих аденоиды, бронхиты, переболевших пневмонией, часто и длительно болеющих.

2. Проанализировать проблемное поле: влияние состояния здоровья детей на уровень музыкального развития.

3. Ознакомить педагогов с результатами проведённого анализа и с теоретическими и методическими основами проекта.

4. Обучить педагогов основам диафрагмального дыхания.

2 этап – Практический

Задачи:

1. Обратить внимание детей на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья.

2. Сформировать понятие правильной осанки.

3. Изучить основные элементы дыхательной системы (нос, лёгкие, диафрагма, их значение.

4. Изучить основные фазы дыхания – вдох, выдох, пауза.

5. Изучить правильное (спокойное, ритмичное) и неправильное (глубокое, неритмичное) дыхание

3 этап - Заключительный

Задачи:

1. Диагностика на выходе.

2. Определить уровень музыкального развития в динамике в течение года.

3. Анализ влияния инновационных технологий на повышение уровня здоровья детей.

4. Определить качество результативности экспериментальной работы.

5. Оценить результативность данного проекта (изменение, продолжение, завершение).

Ожидаемый результат - Повышение уровня здоровья и уровня музыкального развития каждого воспитанника ДОУ.

Используемая литература:

1. Программа С. Н. Зинатулина «Азбука дыхания»

2. Программа М. Лазарева «Здравствуй!»

Перспективный план работы по проекту «Азбука дыхания»

Месяц Тема занятия Цель

Сентябрь 1. Значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья. Ознакомить детей со значением воздуха, дыхания, функциями носа.

Изучить особенности воздуха. Научить дышать через нос. Закрепит знания, полученные на занятии.

2. Правильная осанка. Ознакомить детей с понятием о правильной осанке. Изучить правильную и неправильную осанку. Научить контролировать правильную осанку. Закрепить знания о правильной осанке и знания, полученные на занятиях 1 и 2.

3. Правильное дыхание через нос и правильная осанка полезны для здоровья. Ознакомить детей с отрицательным влиянием неправильной осанки, дыхания через рот на здоровье. Изучить значение осанки и правильного питания для дыхания. Научить дышать через нос.

4. Правильное дыхание и правильная осанка полезны для здоровья. Закрепить знания о правильной осанке и правильном дыхании.

Октябрь 5. Положение и значение лёгких и диафрагмы. Ознакомить детей с положением лёгких и диафрагмы. Изучить движение воздуха при дыхании и движение живота (диафрагмы) при дыхании.

6. Положение и значение лёгких и диафрагмы. Глубокое и экономное дыхание. Закрепить знания детей о положении лёгких и диафрагмы, движения воздуха при дыхании, движении живота при дыхании.

7. Диафрагмальное дыхание. Ознакомить детей с принципами диафрагмального дыхания.

8. Диафрагмальное дыхание. Закрепить знания о диафрагмальном дыхании. Учить детей выполнять двухфазное и трёхфазное дыхание.

Ноябрь 9. Влияния осанки и питания на дыхание и здоровье человека. Закрепить знания о значении правильной осанки и правильного питания для дыхания и здоровья, о значении диафрагмального дыхания, двухфазного и трёхфазного дыхания и навыках применения этих способов дыхания.

10. Тренировка дыхания в покое. Ознакомить детей: с правилами дыхания во время разговора, пения; с правилами тренировки дыхания с сопротивлением. Научить детей правильному дыханию во время разговора, пения; дыханию с сопротивлением. Закрепить знания и навыки по применению правильного дыхания во время разговора.

11. Тренировка трёхфазного дыхания в покое. Ознакомить детей с правильным выполнением пауз в дыхании после выдоха. Научить детей выполнять паузы в дыхании после выдоха. Закрепить навыки выполнения пауз в дыхании.

12. Тренировка дыхания в движении. Ознакомить детей с правилами выполнения пауз в дыхании во время движения. Научить детей выполнению пауз в дыхании во время движения. Закрепить навыки выполнения пауз во время движения.

Январь

Февраль

Март 13. Планирование занятия на изученном материале. Выявить уровень сформированности у детей навыков правильного дыхания.

Закрепление правильного двухфазного и трехфазного дыхания.

Май 14. Диагностика.

Публикации по теме:

Грамотность сегодня. .

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Автор публикации:
Проект по обучению регуляции дыхания «Азбука дыхания»
Опубликовано: 9 января 2013 в 14:46
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....