Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Григорьева
Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Проект «Говорунок»

Вид проекта: речевой – познавательный;

Цель проекта: овладения звуковой культурой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий, дидактических игр, артикуляционных упражнений, консультаций для родителей и педагогов.

Задачи проекта:

1. закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков;

2. развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;

3. развивать артикуляционный аппарат;

4. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей дошкольного возраста.

Способы оценки:

1. наблюдения за детьми на занятиях, в совместной деятельности;

2. анализ игровой деятельности;

3. диагностирование уровня сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта один год.

Этапы реализации проекта:

На подготовительном этапе проектной деятельности, мы подобрали и систематизировали занятия, дидактические игры, артикуляционные упражнения на формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. Проводили для родителей консультации в течении года на темы:

1. «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»;

2. «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка»;

3. «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;

4. «Причины речевых недостатков». Приложение

Деятельностный этап проекта включает в себя:

1. проведение занятий по воспитанию звуковой культуры речи;

2. совместная деятельность с использованием дидактических игр по упражнению детей в дифференциации звуков, развитию фонематического слуха;

3. индивидуальную работу с детьми развитию артикуляционного аппарата, с использованием артикуляционных упражнений для развития круговых мышц губ, подвижности губ, подвижности мышц спинки языка, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

На заключительном этапе провели родительское собрание на тему: «Итоги реализации проекта», обобщенный опыт работы по проекту, предоставление его на Педагогическом совете, выступление на семинаре воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Критерии отслеживания результатов:

1. дети старшего дошкольного возраста правильно произносят гласные и согласные звуки;

2. умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

3. умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

4. умеют определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса, темп речи.

Комплекс мероприятий направленный на реализацию проекта «Говорунок» по овладению детьми звуковой культурой речи.

МАРТ

деятельность Название мероприятий

занятия "Путешествие в страну гласных звуков и букв" - закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку, уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

д/игры 1. «Цепочка слов» - упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах

2. «Найди место звука в слове» - упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце)

3. «Подбери слово к схеме» - упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове.

4. «Кто в домике живет»? – упражнять в подборе слов с определенным звуком.

артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ.

2. «Хоботок» - развивать подвижность губ

3. «Утиный клювик» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую

4. «Лошадка» - учить растягивать подъязычную связку языка.

5. «Трубочка» - развивать круговые мышцы губ.

6. «Шторки» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»- повысить уровень знаний родителей по речевому развитию.

АПРЕЛЬ

занятия

"Автоматизация поставленного звука [р] в словах"- развитие речевой моторики; введение в речь поставленного звука; расширение и обогащение словарного запаса.

д/игры

1. «Кто быстрее соберет вещи»? – упражнять детей в дифференциации звуков с – ш.

2. «Магазин» - упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.

3. «Собери букет» - упражнять детей в различении заданного звука в словах.

4. «Найди пару» - упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Артикуляционная гимнастика

1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка.

2. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.

3. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.

4. «Грибок»- учить растягивать подъязычную связку языка

5. «Маляр»- разработать подвижность языка в верхнем положении.

Работа с родителями и воспитателями

Консультация для воспитателей «Методика работы по воспитанию ЗКР» - повысить уровень знаний воспитателей по речевому развитию.

МАЙ

занятия

"Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э" - формировать у детей умение различать гласные звуки; формировать навыки словоизменения;

учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука; развивать у детей навыки звукового анализа; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие;

закреплять понятие «гласный звук»;

д/игры

1. «Построим пирамиду» - упражнять детей в определении количества звуков в словах.

2. «Пирамида»- упражнять детей в определении количества слогов в словах.

3. «Цветочный магазин»- упражнять детей в делении слов на слоги.

4. «Включи телевизор» - упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах.

Артикуляционная гимнастика

1. «Желобок» - вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.

2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

3. «Чашечка»- упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

4. «Дятел»- разрабатывать подвижность кончика языка

5. «Утюжок» - разрабатывать подвижность кончика языка.

6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка» - повысить знания у родителей по формированию речевого аппарата.

ИЮНЬ

развлечение "Путешествие в страну красивой речи"- формировать навыки фонематического восприятия, совершенствовать артикуляционную моторику. развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма, совершенствовать певческие навыки. Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Развивать эмоционально-волевую сферу.

ИЮЛЬ

развлечение

"Поле чудес" - закрепление букв “Р” (эр) и “Л” (эль, продолжать учить детей делать анализ предложения и составлять его из букв.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуков “р-рь” и “л-ль”. Развивать фонематический слух. Учить находить слова с этими звуками в предложении. Продолжать работать над дикцией: произносить слова внятно, отчетливо.

Развивать логическое мышление, коммуникативно – речевые умения.

АВГУСТ

развлечение "Звук, слог, слово, предложение" КВН - активизировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Игра».

Упражнять детей:

а) в образовании родственных слов;

б) в составлении предложений по заданной схеме, в умении выделять предлоги в предложении.

Продолжать работать над интонационной выразительностью предложения.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Упражнять детей в составлении и чтении слов.

Закрепить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

СЕНТЯБРЬ

занятия

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе – продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение. Учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении.

Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу КТО? или ЧТО?

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.

д/игры

1. «Как их зовут» - закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, и составлять из них имена.

2. «Поезд»- учить детей определять наличие указанного звука в словах.

3. «Магазин» - упражнять в определении первого звука в словах – набирать одежду по определенному звуку в начале слоа.

4. «Цепочки» - упражнять детей в выделении одинаковых звуков в начале и конце слов.

артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик» - развивать умение удерживать зубы сжатыми, совершенствовать круговые мышцы губ.

2. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ

3. «Хоботок»- развивать подвижность губ.

4. «Покусывание кончика языка» - активизировать мышцы кончика языка.

5. «Качели»- упражнять в быстрой смене движений кончика языка.

6. «Катание шарика»- укреплять боковые мышцы языка.

работа с родителями и

воспитателями Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» - формирование у воспитателей знания по развитию речи.

ОКТЯБРЬ

занятия

«Поможем Незнайке» - Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других

д/игры

1. «На каком месте этот звук»- научить определять место звука в словах – в начале, середине или конце слова.

2. «Составь пары из картинок»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных в словах

3. «Разложи правильно»- упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков в словах.

4. «Составь букет из цветов и наполни корзину плодами»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных р-рь, л-ль,с-сь в словах.

Артикуляционная гимнастика

1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать в таком положении длительное время.

2. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать.

3. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.

4. «Часики»- развивать боковые мышцы языка и координацию движений.

5. «Утиный клювик»- развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

6. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Причины речевых недостатков» - познакомить родителей с причинами речевого недостатка.

НОЯБРЬ

занятия

Игра «БРОСАЙКА» по бучению грамоте - зареплять навыки чтения. Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, деление слов на слоги, постановке ударения, в составлении предложений по схеме, решение кроссвордов. азвивать мышление и речь детей. Вспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

д/игры

1. «Составь пирамиду»- упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные слова.

2. «Слоги и ударения»- упражнять детей в делении на слоги слова, выделять ударный слог в слове.

3. «Куда спрятались звуки» - упражнять в дифференциации парных звонких и глухих звуков.

4. «Чья команда быстрее добежит до финиша»? – упражнять в делении слов на слоги.

артикуляционная гимнастика

1. «Желобок»- вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.

2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка.

3. «Чашечка» - упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

4. «Маляр»- разрабатывать подвижность кончика языка в верхнем положении.

5. «Дятел» - разрабатывать подвижность кончика языка.

6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

работа с родителями и воспитателями

Выступление на семинаре по развитию речи «Формирование интонационной выразительности речи» - повысить уровень знаний педагогов на семинаре.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2012 в 20:46
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...