Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»

Надежда Глухова
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»

Управление дошкольного образования

Администрации города Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

Проект «Мой любимый город Глазов»

Составитель:

Воспитатель II категории

Глухова Н. Н.

2013 год

ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ГЛАЗОВ»

(для детей 5-7 лет)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

• Педагоги;

• Дети;

Родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при решении глобальных проблем.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», утвержденной правительством РФ от 16.02.2001г. Ориентированная на все слои и социальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

На основе федерального документа был разработан региональный: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010 – 2014 гг. Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.

Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет. Формирование любви к Родине в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры.

Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.

Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга».

Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.

В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

ПРОБЛЕМЫ

Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:

• У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;

• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Глазова;

• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;

• Минимальны познания детей произведений удмуртских поэтов и писателей.

В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.

Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:

Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Глазове;

• Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Глазовом.

По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.

Учитывая эти проблемы, я считаю, что в работе с детьми нужно дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины, донести до родителей важность патриотического воспитания ребенка. Не имея достаточное количество знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своему родному городу.

Чаще всего любимым городом является тот город, где человек родился и провел свое детство, ведь детство - это самая счастливая пора каждого человека. Человек, сколько бы ему ни было лет, вспоминает свое детство, какие-то его моменты, а также и места, где они проходили, то есть любимый город детства. И город этот может быть не большим, не столицей, а маленьким, тихим городком, но все же любимым, так как с ним связано много приятных воспоминаний. Я хочу, чтобы нашим детям город Глазов стал бы любимым! Этот проект посвящается изучению города Глазова – Родине моих воспитанников.

«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Глазовом – нужно с дошкольного возраста. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, свой народ помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели, задачи и предполагаемый результат проекта.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

• Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Глазова, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;

• Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

• Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного региона – Удмуртской Республики;

• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе;

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, учить фантазировать;

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков;

• Расширять представление детей об истории родного города Глазова;

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;

• Формирование чувства сопричастности к родному краю, родному городу, семье;

• Оснащение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.

РЕСУРСЫ

1. Материальные:

• В нашей группе созданы сдоровьесберегающие условия.

Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

Группа оснащена музыкальным CD центром (магнитофоном, магнитной доской, проектором;

• Созданы дидактические игры, которые позволяют решать познавательные задачи;

• Книги о городе Глазове;

• Наборы открыток и фотографий с видами города Глазова в прошлом и настоящем.

2. Социальные:

• Взаимодействие с детской библиотекой «Зеленый мир» (ул. Пряженникова, 33, тел. 5-46-38)

• Взаимодействие с «Глазовским краеведческим музеем» (ул. Кирова, 13)

ВИД ПРОЕКТА

• ТВОРЧЕСКИЙ;

• ДОЛГОСРОЧНЫЙ;

• СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СРОКИ): 1 УЧЕБНЫЙ ГОД (СЕНТЯБРЬ – МАЙ).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей: расширение знаний об истории родного города Глазова, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям, развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация, формирование заботливого отношения к родному городу Глазову.

Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данному вопросу (данной теме, проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей малой Родины. Воспитатель должен выбрать знания, доступные для понимания детям дошкольного возраста, выбрать то, что вызовет у детей чувство гордости за свой город. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к его истории.

ПРИНЦИПЫ

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

• Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Глазове, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;

• Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;

• Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др. ;

• Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т. п.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Глазова.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Цели:

• Вызвать у родителей интерес к проекту;

• Вызвать у детей интерес к проекту;

• Побудить у родителей желание принять активное участие в проекте;

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте;

• Предварительное анкетирование родителей;

• Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.

2. Основной этап

Цели:

Познакомить детей с проектом;

• Развивать интерес детей к родному городу;

• Закрепить знания детей об улицах города;

• Рассказать детям о достопримечательностях родного города;

• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи о городе Глазове;

• Воспитывать интерес к литературе, поэзии;

• Вызвать у детей интерес путешествовать по карте;

• Развивать у детей умение слушать и запоминать новую информацию;

• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги о городе, разучивание стихов о родном городе;

• Привить детям любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, за своих земляков.

3. Итоговый этап

Цели:

• Подведение итогов проделанной работы;

• Проведение итоговых мероприятий;

• Итоговая диагностика детей по выявлению уровня роста знаний по данной теме.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

п/п мероприятия сроки

1

2

3

4

5

6 Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу» (Приложение №1)

Анкетирование родителей и опрос детей, выявляющие знания и представления о родном городе (Приложение №2)

Ко дню рождения города:

Беседа «Название нашего города» (Приложение №3(1)

Беседа «Откуда город пошёл» (Приложение №3(2)

Беседа «Город Глазов – моя малая Родина» (Приложение №3 (3)

Прослушивание стихов о городе Глазове (Приложение №4) сентябрь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Природа родного края»

Наблюдение за деревьями и сбор листьев для гербария

(Приложение №5)

Чтение художественной литературы.

Стихи про деревья. Загадки про деревья. (Приложение №6)

Логопедические пятиминутки (Приложение №7)

Подвижные игры экологического содержания. Физкультминутки. (Приложение №8)

Дидактические игры экологического содержания. (Приложение №9)

Продуктивная деятельность детей: «Осень» (аппликация)

«Гроздь рябины» (лепка). (Приложение №10)

октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 Тема «Знакомство с рекой Чепцой»

Беседа «История реки Чепцы» (Приложение №11)

Показ фотографий с видами реки Чепцы (Приложение №12)

Чтение стихотворения «Речка» Э. Мошковской и обсуждение его. (Приложение №12)

Художественное творчество (рисование). Коллективная работа «Река». (Приложение №13)

Познание (конструирование) «Река». (Приложение №13)

Наблюдение на прогулке за изменениями воды «Лед»

(Приложение №14)

Чтение и обсуждение стихотворения С. Махорина

«Первый мороз». (Приложение №14)

Чтение стихотворения В. Фетисовой «Речка зимой». (Приложение №14)

Экскурсия к берегу реки Чепцы. (Приложение №15)

Художественное творчество (рисование) «Речка, которую я видел». (Приложение №16) ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14 Тема: «Знакомство с государственной символикой»

Беседа «Государственный флаг России». (Приложение №17)

Ручной труд «Флажки». (Приложение №17)

Чтение стихов о России, о Родине. (Приложение №17)

Беседа «Государственный флаг Удмуртии».

(Приложение №18)

Художественное творчество (рисование) «Флаг Удмуртии»

(Приложение №18)

Чтение стихов об Удмуртии. (Приложение №18)

Знакомство с гимном России. (Приложение №19(1)

Знакомство с гимном Удмуртии. (Приложение №19(2)

Знакомство с гимном города Глазова. (Приложение №19(3)

Художественное творчество (рисование) «Россия – любимая наша страна». (Приложение №19(5)

Знакомство с гербом России. (Приложение №20)

Знакомство с гербом Удмуртии. (Приложение №21)

Знакомство с гербом города Глазова. (Приложение №22)

Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи». Памятка для родителей. (Приложение №23)

декабрь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Знакомство с улицами и достопримечательностями города Глазова»

Беседа «Улицы – ресницы». (Приложение №24)

Экскурсия по улицам города Глазова. (Приложение №25)

Беседа «Достопримечательности нашего города» (Приложение №26)

Экскурсии к достопримечательностям города Глазова. (Приложение №27)

Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Памятники нашего города». (Приложение №28)

Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Отдыхаем всей семьей». (Приложение №29)

январь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Знакомство с удмуртским фольклором»

Знакомство с удмуртским фольклором. Актуальность.

(Приложение №30)

Удмуртская народная сказка. (Приложение №31)

Удмуртские пословицы и поговорки. (Приложение №32)

Беседа «Хоровод дружбы народов» (Приложение №33)

Презентация – иллюстрирование «Национальные костюмы»

(Приложение №33)

Художественное творчество (рисование) «Хоровод дружбы»

(Приложение №33)

февраль

1

2

3

4

5

6 Тема: «Дружная семья»

Развлечение для детей «Моя дружная семья».

(Приложение №34)

Беседа по фотоальбомам «Моя дружная семья».

(Приложение №35)

Беседа «Родословная». (Приложение №36)

Совместная творческая работа детей и родителей «Мое родословное дерево». Схема (Приложение №36)

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о семье. (Приложение №37)

Художественное творчество (рисование) «Моя семья». (Приложение №38)

март

1

2

3

4 Тема: «Развитие ремёсел в городе Глазове»

Беседа «Развитие ремесел в Глазове». (Приложение №39)

Художественное творчество (лепка) «Тарелочка из глины». (Приложение №40)

Выставка детских глиняных работ «Мы – умельцы». (Приложение №40)

Экскурсия в Глазовский Краеведческий музей на выставку керамических изделий с целью показать детям многообразие форм изделий из керамики, вызвать у детей чувство гордости за глазовских мастеров.

апрель

1

2

3 Итоговые мероприятия

Создание в группе мини-музея предметов старины «Картины прошлого». (Приложение №41)

Продуктивная деятельность: Познание (Конструирование) «Город будущего». (Приложение №42)

Итоговая диагностика детей по выявлению роста уровня знаний о родном городе. (Приложение №43)

Список используемой литературы

(Приложение №44) май

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 21:32
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...