Лучший педагог года

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина»

Ирина Рябова
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Долгосрочный проект

по патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина

Составил: воспитатель 1 квалификационной категории Рябова И. А.

январь 2023г.

Паспорт Проекта

Название проекта

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „С чего начинается Родина“» размещена в разделах

С чего начинается Родина?

Тема проекта

Патриотическое воспитание в условиях

Современного дошкольного образовательного учреждения и учреждениями социума.

Основания для

разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования,запрос социума

Вид проекта

долгосрочный

Тип проекта

социальный,познавательно–творческий,практико-

ориентированный.

Участники проекта

Воспитанники МАДОУ №11,родители воспитанников,

Воспитатели и специалисты детского сада-участники

взаимодействия,социальные партнеры.

Социальные

партнёры

МБОУ СОШ № 5

МБОУ СОШ №1 «Гармония»

Детская библиотека г. Кумертау

Историко-краеведческий музей г. Кумертау

ЦДТ

Продолжительность

долгосрочный

Место реализации

Территория детского сада МАДОУд/с№11 и социальных партнеров.

Разработчики

проекта

Воспитатель Рябова И. А.

Цель проекта

Создание условий для формирования нравственных ценностей,

Воспитание гуманной,духовно-нравственной личности,достойных будущих граждан России,патриотов своего Отечества.

Задачи проекта

1. Воспитание любви и уважения к истории своей семьи,истории Родины и малой родины.

2. Развитие духовно–нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому,семье,детскому саду,своему городу, Республике Башкортостан,стране,к культурному наследию народа.

3. Воспитание духовно–нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

4. Создание условий для реализации воспитанниками

самостоятельной творческой деятельности (музыкальной,

изобразительной,театральной и другой деятельности,в процессе участия в различных видах взаимодействия (концертов,

праздников,досугов,акций и т. д.)

5. Создание условий для формирования положительного имиджа

ДОО через участие родителей в мероприятиях сетевого взаимодействия.

Структура проекта

-Актуальность.

-Цели и задачи проекта.

-Ожидаемые результаты реализации проекта.

-основные принципы и методы организации образовательного процесса.

-Формы работы по реализации проекта.

-Этапы реализации проекта.

-Дальнейшее развитие сетевого взаимодействия.

Сроки и этапы

реализации

1этап-Организационно–аналитический (сентябрь2023г).

2этап-Практический (октябрь2023г–май2026г).

3этап–Заключительный (оценочно-рефлексивный (июнь2026)

Ожидаемый

конечный результат реализации

проекта

1. Создание системы взаимосотрудничества ДОО с социальными

Партнерами для обеспечения всестороннего развития способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

2. Формирование духовно–нравственной основы личности,

эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе и окружающем мире.

3Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы

4. Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с

приспособлением к новым жизненным условиям, помощь взрослым.

5. Активное участие в концертах, праздниках, досугах, акциях и т. д., развитие творческого потенциала в самостоятельной

(музыкальная, изобразительная, театральная)деятельности.

Актуальность

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,кто не стал истинным сыном матери и отца».

В. А. Сухомлинский

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.

Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой

индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОСДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный

Образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа,об отечественных традициях и праздниках.

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент–это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают,во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором также отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно–нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально–психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций,часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе,редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей,однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Формы работы по реализации проекта.

С детьми:

Информационные: ООД, беседы, экскурсии, совместная деятельность

Практико-ориентированные: различные виды творческой художественной деятельности (концерты, праздники, мастерские, выставки и т. д., просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; участие в акциях и марафонах; творческие вечера.

С родителями :

Информационные: родительские собрания, лектории мастер-классы, анкетирование и тестирование, экскурсии, консультации специалистов, печатная продукция (памятки, буклеты и т. п.)

Практико-ориентированные: совместные мероприятия (выставки, конкурсы, создание фото-альбомов; совместные праздники, утренники, просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; благотворительные акции, марафоны; тематические вечера детей и родителей; проектная деятельность.

С педагогами:

Информационные: семинары, консультации, мастер-классы.

Практико-ориентированные: открытые мероприятия, мастер-классы, круглые столы, презентации.

Разработка проекта строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

Формы работы с родителями.

-анкетирование «Патриотическое воспитание ребенка»;

-индивидуальные консультации, беседы по патриотическому воспитанию дошкольников;

-совместные праздники: «Осень в Башкирии» с использованием регионального

компонента; «День матери-» (мастер-классы, «Рождественские посиделки…» ,спортивные праздники с участием пап, «Масленица», «В Башкирии опять весна…» (утренники и развлечения во всех группах,

участие в городских, региональных творческих конкурсах и выставках; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций);

-фотовыставки «Мой любимый город», «Мамочка, ты тоже маленькой была…», «Наша армия сильна» ,«Папа, мама, я–спортивная семья!», «Помним, гордимся»;

-совместное создание взросло-детских проектов «История родного города». «Мой город вчера и сегодня»;

-оформление информационного стенда :рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании);

-оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах» .

Организация работы с социумом

Задачи взаимодействия:

-установление партнерских отношений с сообществом для поддержания благоприятного (как для ДОО, так и сообщества) общественного окружения;

-заключение договоров о сотрудничестве;

-определение направлений взаимодействия;

-планирование совместной деятельности;

-системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия Окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства, партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов города, Республики Башкортостан, страны;

-создание условий для профессионального развития педагогов ДОО в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада.

Этапы реализации проекта. Рабочий план реализации проекта.

1этап-Организационно–аналитический (сентябрь2023г).

Цель: создание условий для определения направления образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

-изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта. мониторинг нравственно-патриотической компетенции в семьях воспитанников (анкетирование)

-Работа с литературой, изготовление наглядного и дидактического материала. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.

-Планирование системы работы по взаимодействию с социальными партнерами.

-Составление плана совместной работы.

2этап-Практический (октябрь2023г–май2026г).

Цель: создание условий для обогащения и повышения родительской и педагогической компетентности в вопросах истории и культуры родного края, формирования устойчивого познавательного интереса к изучению данной проблемы.

-Оформление стендовой информации по теме проекта;

-Консультации для воспитателей и родителей;

-Проведение мероприятий по теме проекта;

-повышение квалификации педагогов и уровня знаний родителей посредством взаимодействия и сотрудничества в рамках проекта;

-Расширение творческого взаимодействия ДОО с учреждениями социума, реализация новых форм работы.

-Создание и обогащение мини-музея в детском саду: «Культура и быт башкирского края»

3этап–Заключительный (оценочно-рефлексивный (июнь2026)

Цель :коррекция деятельности по реализации годового проекта, определение дальнейших перспектив

Итоговое мероприятие: конференция с участием педагогов, родителей и воспитанников

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через

использование регионального компонента в современном образовательном процессе ДОО в рамках реализации ФГОС ДО».

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

-Обобщение результатов работы (на итоговом педсовете-представление в слайдовой презентации).-Определение эффективности, целесообразности, дальнейших перспектив в работе по Патриотическому направлению.

-Мониторинг (воспитанники)и анкетирование (родители).

Вывод: постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники

приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными,с активной жизненной позицией,чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Дальнейшее развитие:

-расширение внутренних и внешних связей;

- активное привлечение родителей и социальных партнеров на сайтах ДОО и их участие в мероприятиях;

-дальнейшее развитие и пополнение банка методических материалов;

-трансляция опыта работы на уровне города, проведение конференций, семинаров и т. д.

Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирование по блокам.

Блок

Образовательные задачи по патриотическому воспитанию

Формы работы

1.«Природа и животный мир родного края»

2. Символы

Большой и малой Родины

3. Народные

праздники

Башкортостана

Воспитание у ребёнка любви,

формирование бережного

отношения к природе и всему живому.

Развитиечувстваответственностиигордостизадостижениястраныи

Башкортостана, города Кумертау

Развитие интереса к башкирским

традициям и праздникам.

Октябрь:

-творческая выставка врамках ДОО «Краски осени», «Осенний переполох»

Декабрь-январь:

-экологическая акция «Покорми птиц!» (совместно с родителями,ЦДТ)

Апрель-май:

-День птиц

-Экологические акции «День воды», «День Земли» (совместно с ЦДТ)

Сентябрь:

-«День мира»-фотовыставка

Октябрь:праздник «Шежере-байрамы»

Ноябрь:

-Фото-конкурс-выставка «Мамочка,ты

тожемаленькойбыла…»настраничкеДОУсайтав ВК

Ноябрь:

-участиевблаготворительныхакциях;

Февраль:

-«ДеньзащитникаОтечества»

Май:

-Парад Победы

Октябрь:

-праздник «День Республики»

Ноябрь:

-праздник «День матери»(мастер-

Классы сучастием мам и педагогов в рамках ДОО)

Февраль:

-«Масленица»

План работы с педагогами и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

1.

Родительские собрания в группах

«Воспитываем патриотизм» с

выставкой методической и

художественной литературой по теме патриотического воспитания

дошкольников (Сентябрь)

Консультации «Интернациональное и

патриотическое воспитание дошкольников»,

«Возрождение русских национальных традиций»,

«Воспитание толерантности у дошкольников»;

«Формирование представлений детей о родном

городе»; «История, традиции и культура Башкирии»;

«Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма»

,«Система работы по

Патриотическому воспитанию в современном детском саду».

(1раз в квартал)

2.

Анкетирование

«Патриотическое воспитание

ребенка» (Сентябрь)

Круглый стол «Мероприятия по реализации парциальной образовательной программы по

приобщению дошкольников к культуре и традициям Башкортостана (Сентябрь)

3.

Консультация «Воспитание

Гражданскойпозициистарших дошкольников (ноябрь)

Рекомендации по проведению конкурсов чтецов ко Дню Матери, к 23февраля, к Дню Победы, конкурсов–выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

4.

Консультация

«Ознакомлениес родным городом как средство патриотического

воспитания» (декабрь)

«Семинар-практикум «Как приобщить дошкольников к традициям и обычаям Башкортостана» (декабрь)

5.

Фотовыставка «Мой любимый город», «Наша армия сильна»(февраль)

Проведение игры на педсовете «Сказка–как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь)

6.

Рекомендации для родителей

и воспитателей

«Как воспитать защитника

(февраль)

Консультация «Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста через проектную

деятельность» (февраль)

7.

Семинар-практикум

«Как воспитать патриота»

Мастер класс «Башкирский сувенир» (март)

Педчас «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО». Консультации

«Гражданско–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март)

8.

«День открытых дверей»(апрель)

Организация и проведение открытых показов ООД, кружковой работы, совместной деятельности с

включением регионального компонента

9.

Выставка совместных работ с

Родителями «Помним,гордимся», посвященная Дню Победы (май)

Проведение праздника с детьми «Парад Победы» (май)

10.

Конкурс стихов «Живые картинки о ВОВ»

Участие в педсовете ДОО. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста в современном детском саду» (май)

План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников

Название темы

Ответственный

1-й этап-диагностический

Анализ затруднений воспитателей

Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме

Диагностирование детей

Анкетирование родителей

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

2-й этап-организационный

Построение развивающей среды в патриотическом уголке ДОУ, обогащение развивающей зоны-создание мини-музея «Культура и быт Башкортостана»

Разработка дидактических игр и пособий

Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед

Подбор материала в методическом кабинете по теме: «Патриотическое воспитание в современном мире»

Ст. воспитатель, воспитатели, муз.

руководитель

Воспитатели

Старший воспитатель, воспитатели

Старший воспитатель

3-й этап-практический

Проведение консультаций и семинаров для

воспитателей

Педсоветы по итогам работы в данном направлении

Обобщение передового опыта работы

Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок–передвижек,

картотек, аудио-и видео-материалов

Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений

Составление положений о проведении конкурсов

Творческих работ детей и родителей,конкурсов чтецов

Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности

Составление сценариев спортивных праздников,

составление подборки народных игр

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Воспитатели

муз. руководитель

Ст. воспитатель

воспитатели, муз. руководитель

воспитатели, муз. руководитель

инструктор по физкультуре

.

Литература

1. От рождения до школы (основная образовательная программа дошкольного образования)/подредакциейН. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКАСИНТЕЗ,2017.

2.«С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).Л. АКондрыкинская,М. :Сфера,2005.

3.«Патриотическое воспитаниедошкольников»-Н. В. Алё шина:М. ,2004

4.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»-М. Д. Маханёва–М. ,2004.

5.«Этот славный День Победы»(система работы образовательной организации)-М. В. Солодкова,Н. В. Кулдашова,Л. Ф. Речкинаидр. :издательство «Учитель»,г. Волгоград2017г.

6.«Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» (планирование, разработки занятий и мероприятий). : издательство «Учитель»,г. Волгоград2008г.

7.«Художественно-эстетическоеисоциально-нравственное воспитание дошкольника»,К. Ю. БелаяМ. :Школьная пресса,2007.

8.«Что может герб нам рассказать…» (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). Л. ВЛогинова:М. :Скрипторий2003,2008.

9. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан:

Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

10. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры. В 2-х т.

Уфа: Китап, 2002 (на баш. яз.).

11. Гасанова Р. Х. Земля отцов: программа-руководство. Уфа: БИРО,

2004.

12. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство

Башкортостана – дошкольникам (на рус. и баш. яз.). Уфа: Китап, 1995.

13. Фазлыева Ф. И. Мой родной край – Башкортостан: Программа по

ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с

башк. Магазеевой А. В. Уфа: Китап, 2003.

14. «Ильгам» изобразительная деятельность детей 5-7 лет.

Публикации по теме:

Стенгазета «С чего начинается Родина…»Стенгазета «С чего начинается Родина…» "С чего начинается Родина?. " Всем известны слова этой песни. С малых лет нас учат любить Родину, свой край, город. А что же такое Родина?.

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия- Родина моя» (Разновозрастная комбинированная группа) Вид проекта: краткосрочный,.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина»Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина» Педагогический проект в подготовительной группе "С чего начинается Родина" Актуальность разработки и реализация проекта: Малая Родина.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 10 января 2024 в 16:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД