Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Наталья Стефанкина
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Проект «В школу с радостью»

Всем нам известно, что подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Ребенок идет в первый класс! Родители сбились с ног. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники, всего и не перечислить. А, главное, выбрать школу, где ребенок будет учиться.

Но при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у взрослых. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего – это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В 1 классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

Маленький человек находиться в состоянии ожидания: предстоит что- то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.

Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Образовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены, в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяют формированию «внутренней позиции школьника», хотя высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадают с готовностью ребенка к школе.

Таким образом, теоритический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Мы разработали проект подготовки детей шести – семилетнего возраста к обучению в школе «В школу с радостью».

Автор проекта: Стефанкина Н. А. – воспитатель I квалификационной категориии.

Координатор проекта: Овсянко Т. А. – заместитель директора по УВР МОУ НШ-С

«Солнышко».

Срок реализации проекта – январь – май 2011 года.

Целью проекта является развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности; формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к школе; облегчение прохождения адаптационного периода будущих первоклассников.

Цель определила задачи проекта:

• организовать сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребёнка к школе;

• разработать план мероприятий по формированию эмоциональной, личностно-волевой, интеллектуальной и социальной готовности ребёнка к школе;

• воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению;

• формировать логическое мышление.

Участниками проекта стали воспитанники I подготовительной группы,

родители воспитанников, воспитатель группы Стефанкина Наталья Александровна, педагог – психолог I категории Сякина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов МОУ СПОШ № 10 Королева Валентина Анатольевна, библиотекарь школы Романова Любовь Владимировна.

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

На организационном этапе проходили консультации по разработке проекта с координатором. Педагогом-психологом был проведен анализ диагностики мотивационной готовности детей к школе. Я как автор проекта занималась подбором материалов для его реализации, разработкой плана, постановкой цели проекта, определением задач.

Основной этап я начала с целевой беседы с детьми, подводящей к постановке проблемы: «Мало знаю о школе и предстоящем учении, хочу знать больше». В ходе беседы я выявила уровень представлений детей о школе. И каково же было их удивление, когда я сообщила им о том, что мы можем пойти в школу на экскурсию и, более того, обязательно это сделаем! С тех пор и до запланированной экскурсии вопрос «А когда мы пойдем в школу я слышала ежедневно, причем от разных ребят.

Следующим шагом была рисуночная методика «Как я представляю себя в школе, целью которой является определение характера эмоционального отношения ребят к предстоящему учению, проецируемого в их рисунках.

Анализ детских работ психологом показал, что у 40% детей характер рисунков говорит о высокой учебной мотивации (дети рисуют класс, учителя с указкой, учеников или себя за партой, доску с заданиями).

У 16% ребят изображены ситуации не учебного характера: школьное здание, дети с портфелями, что говорит о положительном отношении к школе, но большей направленности на внешние школьные атрибуты.

У 24% детей нарисованы игровые ситуации (спортивные площадки, качели на школьном дворе и т. П.) Это свойственно детям с положительным отношением к школе, но у них игровая мотивация преобладает над учебной.

У 20% детей рисунки не соответствуют заданной теме, это может свидетельствовать о негативном отношении к школе или о мотивационной незрелости, что еще больше убедило нас в необходимости внедрения проекта.

Продолжая нашу диагностику и готовясь к будущему родительскому собранию, мы записали на видео интервью с детьми «Что я хотел бы услышать и получить от взрослых на пороге школы?» Взрослые – это родители, воспитатели, учитель. Интересными были высказывания детей о том, что они хотели бы в свой первый учебный день услышать от родителей и учительницы похвалу в адрес их празднично-строго внешнего вида и пожелание учиться только успешно; что они хотели бы, чтобы в школе был уголок для тех, кто очень устал и хочет отдохнуть, где стояли бы диван и кресла. Конечно, были и такие, которые ждут от родителей в подарок сотовый телефон, чтобы на нем играть в игры и звонить маме. Цель этого интервью – узнать о способах эмоциональной поддержки, ожидаемой ребёнком от взрослых.

Собрав уже достаточное количество информации о мотивационной незрелости ребят по подготовленности к школе, мы вместе с психологом и учителем начальных классов провели родительское собрание «Скоро в школу», на котором обосновали для родителей необходимость внедрения проекта «В школу с радостью», ознакомили их с целью, задачами, планом реализации проекта, пригласили к сотрудничеству, предложив в качестве домашнего задания вместе с детьми изготовить макет «Мой будущий класс» или «Какую школу я хочу для своего ребенка», или «Школа будущего». Попросили рассказывать детям о своей учебе (положительные эмоции и воспоминания) и любимых учителях, показывать свои школьные фотографии, в процессе бесед с детьми записать за ними их мечты и размышления о предстоящей учебе в виде небольших сочинений, попросили помощи в создании предметно-развивающей среды будущих школьников.

Совместно с родителями мы обновили уголок книг (поместили туда всевозможные энциклопедии: о животных, о природных зонах, о растениях, об изобретениях человека, о технике; произведения о школе и школьной жизни, о животных, сказки; книжки-малышки и тексты для начинающих читателей). Оформили «Уголок школьника» (цель: создание условий для сюжетно-ролевой игры «Школа», куда поместили учебники для первоклассников, ручки, линейки, карандаши, тетради, букварь для дошкольников, магнитную доску с буквами и цифрами, указку, школьные ранцы. Ребята с удовольствием включились в игру, взяв на себя роли старательных учеников или строгой учительницы.

Уже в процессе реализации проекта мы оформили альбом загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, о пользе учения, труда и книги; оформили книгу детских сочинений о школе; выставку макетов, выполненных вместе с родителями.

Учителя начальной школы и библиотекарь МОУ «Средняя школа №10» помогли нам с организацией экскурсий в школу, где мы были трижды: в различных кабинетах (у выпускников, у нынешних первоклассников, в компьютерном классе, в спортзале, в школьной библиотеке, в тире и бассейне.

У ребят осталась масса впечатлений! За партами посидели (замерли даже самые непоседливые, с директором лично пообщались, в тире с ружьями фотографировались, в библиотеке в викторине участвовали, в бассейне чуть было в заплыв не отправились! А самое интересное, что, несмотря на такую насыщенность информацией, детская любознательность не была удовлетворена полностью, вопросы сыпались один за другим: «А где школьники кушают; «А кто поможет, если заболит живот?». Так что, кроме запланированных экскурсий, мы еще заглянули и в столовую школы, и в медпункт.

В течение всего времени по работе над реализацией проекта ежедневно мы с ребятами читали и обсуждали с детьми профилактические сказки для школьной адаптации М. А. Панфилова: сказки для школьной адаптации; сказки об отношении учеников к вещам; сказки о здоровье и о том, как стать большим. В них рассказывается о том, как еж построил в лесу школу для зверей, и понятным сказочным языком преподносится для детей дошкольного возраста все устройство школьной жизни (зачем в школе звенит звонок, какой должна быть одежда у ученика, что класть в портфель, а что лучше оставлять дома, как мешает учению баловство на уроке). Также мы с ребятами читали художественные произведения о школьниках и школьной жизни: Н. Носов «Веселая семейка» и др. ; Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Э. Успенский «Меховой интернат»; Л. Гераскина «В стране Невыученных уроков»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Разучивали пословиц и поговорок о пользе учения и труда, книги, выполняли аппликации: «Мой портфель»; «Мой класс» - рисунок-аппликация; «1 сентября». Рисовали рисунки: «Моя первая учительница»; «Я хочу научиться»; «Я на уроке и на перемене».

В процессе работы мы совместно с психологом готовили консультации и папки-передвижки для родителей «Ребенок идет в школу».

Завершили мы свой проект недельным курсом введения в школьную жизнь с педагогом-психологом, целью которого является знакомство со школьными правилами.

Итогом нашей работы стал праздник, на котором родители вместе с детьми защищали свои семейные проекты, также смогли увидеть результаты нашей работы с ребятами в группе на выставке рисунков, аппликаций, оформленные альбомы загадок, пословиц, поговорок о пользе учения, а также поучаствовать в мини-викторине для детей и взрослых «Как мы готовы к школе».

В результате всех наших усилий у ребят, участвовавших в проекте, расширились представления о школе и предстоящем учении, сформировалось позитивное отношение к школе, развились инициативность и творческая активность, а в итоге мы выпустили ребят с сформированной эмоциональной, личностно-волевой, интеллектуальной и социальной готовностью к школе.

Мы считаем, что и адаптационный период в первом классе у наших ребят будет проходить гораздо легче и незаметнее как для них самих, так и для родителей. Хочется пожелать им успеха в учении!

Публикации по теме:

1 сентября Стихотворение о том, как оно бывает: в первый раз в первый класс. Лета тёплые деньки Пролетели и прошли, И детишки 6-7 лет Дружно в школу.

Готовность детей к школе Готовность детей к школе: Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Взволнованные мамы и папы.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Осень
Автор публикации:
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 15:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...