Папки-передвижки

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка

тамара васильева
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музейного уголка.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Публикация «Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка» размещена в разделах

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, уважение к пожилым людям, к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Я считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Для того чтобы выявить уровень представления о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества провела беседы с детьми и анкетирование родителей воспитанников. Результаты опроса по теме «Традиции и обычаи русского народа» оказались очень интересными. Многие ответы совпадали, иногда взрослые и дети расходились во мнениях, взглядах. Приложение № 1.

Проведённое исследование (анкетирование, беседы, опросы) показало, что:

1) 60% родителей (7% детей) смогли назвать малые фольклорные формы, но только

2) 10% родителей (2%) используют их в повседневной жизни;

3) 10% рассказывают (0% детей не смогли ответить) детям о старинных традициях, праздниках;

4) 45% родителей (10%) имеют семейные традиции;

5) 40% (5%) имеют представления о русских народных промыслах, но лишь

6) 10% (0%) могут рассказать о них.

7) 45% родителей (38%) смогли назвать русские народные игры и только

8) 3% (3%) играют с детьми в русские народные игры Приложение № 2.

В нашем ДОУ стало давней традицией отмечать народные календарные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха». Но этого недостаточно нельзя познакомить детей с традициями и обычаями русского народа только показав, как отмечали на Руси праздники, необходимо рассказать о повседневной жизни русского народа, познакомить с бытом наших предков.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан музейный уголок «Русская горница», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.

Основной моей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Важная особенность музейного уголка - участие в их создании детей и родителей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в музейном уголке не только можно, но и нужно! Здесь экспозиции меняются редко. Музейный уголок больше мини-музея, занимает часть комнаты и предназначен для собирания, хранения, изучения, экспонирования памятников русской народной культуры. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Всё вышеизложенное стало основой для разработки проекта по созданию в нашем структурном подразделении музейного уголка «Русская горница».

Тема проекта : «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музейного уголка».

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации проекта : 5 лет.

Руководитель: воспитатель второй квалификационной категории Смирнова Анна Владимировна.

Участники проекта : дети - от 3-6 лет, родители воспитанников, педагоги.

Основная направленность проекта : приобщение дошкольников к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями народной педагогики.

Цель проекта : создание условий для формирования у детей эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Для реализации поставленной цели, определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, к народным играм и т. д.

2. Знакомить со старинными предметами быта, историей их создания.

3. Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, и т. д., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

5. Разработать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки.

В результате реализации проекта предполагается, что созданная система работы поможет приобщить к традициям русского народа не только наших воспитанников, но и их родителей. Будет способствовать развитию детской инициативы, творчества и любознательности. Традиции русского народа в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Эффективность проекта будет оцениваться не только количественно (участие детей и родителей в календарных праздниках, посещение «горницы», проведение занятий в помещении музейного уголка, пополнение экспонатов, но и качественно (диагностика уровня сформированности знаний о традициях и обычаях русского народа, использование в речи пословиц, поговорок, знание народных примет, загадок).

Основополагающими принципами реализации проекта являются :

принцип народности – народная культура воспитания, «национальность» воспитания – основа педагогического процесса;

принцип природосообразности заключается в организации педпроцесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами – по народному земледельческому календарю;

принцип интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение (взаимопроникновение) различных видах образовательной деятельности детей (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное и т. д.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, и др.);

принцип наглядности;

принцип сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения отечественной культуры и создание единого коллектива "дети – родители – сотрудники ДОУ";

учёт возрастных особенностей и способностей детей. На каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей;

принцип преемственности и непрерывности образования в ДОУ а затем и школы.

Реализация поставленных задач проходила в четыре этапа:

I этап – Подготовительный.

Июль - сентябрь 2011 года.

Создание музейного уголка «Русская горница»

1. Выбор темы.

2. Постановка целей и задач.

3. Подбор необходимой литературы.

4. Приказ директора «О создании музейного уголка». Приложение № 3

5. Разработка положения о музейном уголке «Русская горница» Приложение № 4

6. Сбор и систематизация музейных экспонатов. (Продолжается по сей день.)

II этап –Диагностический.

Октябрь – ноябрь 2011 года.

Проведение мониторинговых исследований воспитанников и их родителей.

III этап – Практический.

Работа в музейном уголке «Русская горница».

2011-2013 учебный год.

IV этап. Обобщающий. 2013-2014 учебный год.

1. Подведение итогов с помощью мониторинговых исследований.

2. Анкетирование родителей.

3. Анализ и планирование работы на следующий год.

4. Регистрация музейного уголка «Русская горница».

Итогом I этапа явилось создание музейного уголка «Русская горница», оформленного в народном стиле. Приложение №5

Ссылаясь на 44 статью «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. о том, что родители обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края, и в создании музейного уголка «Русская горница».

С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.

В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, подаренные вышитые полотенца). В музейном уголке есть место для воспитанников: лавки, стол для принятия гостей, стулья, уголок для рукоделия. Приложение №6

Дополнен интерьер народными «игрушками», выполненными детьми на занятиях по ИЗО-деятельности. Приложение №6

Особый интерес у детей вызывают настоящие предметы: прялка, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки, сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам. Приложение №6

Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Музейный уголок стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.

III этап. Практический.

Работа в музейном уголке «Русская горница».

2011-2013 учебный год.

Работа музейного уголка осуществлялась в следующих направлениях:

1. Работа с детьми:

Творческая продуктивная деятельность детей.

Практическая исследовательская деятельность детей (посадка лука на Луков день; наблюдения за ветром с помощью вертушек на Афанасьев день).

Игры – они являются существенным дополнением к познавательным занятиям или беседам.

Рассматривание с детьми иллюстраций, картин.

Выставки.

Знакомство с экспонатами музейного уголка – проходила через беседы, например: «Бабушкин сундук», «Обряды», «Предметы быта» («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Хлебосольство (правила гостеприимства)», «Ремесла» («Плетение ковриков», «Обереги», и т. д.

Основой для разработки послужила книга «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» И. А. Бойчук, Т. Н. Попушиной. Значимость бесед в музейном уголке по данным темам состоит в том, что воспитанники узнают историю создания музея, историю вещей, имеют возможность окунуться в атмосферу русского быта, узнать назначение каждой вещи, прикоснутся к экспонатам, поиграть и побывать «хозяином», «хозяйкой». Услышать рассказ о правилах гостеприимства, своими руками изготовить коврик, познакомиться со старинными ремеслами, попробовать вышить платочек, сделать оберег для своей семьи. Приложение№7

Организация театрализованных игр с эмоциональным включением ребенка в образы, с использованием экспонатов музея (играя, примеряют одежду, с демонстрацией сценок быта; Приложение№7

Организация экскурсий и встреч в музейном уголке «Русская горница» с детьми и родителями;

Показ русских народных сказок воспитанниками группы № 5 «Берёзка».

Сказка является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, традициям, формированию умений, навыков, способностей и т. п.). Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защите слабых, победой над злом. В этих сказках виден быт народа. Его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. Но бытовая обстановка – жильё, костюм, быт и обычаи только дополняют главное – образ русской земли и образ русского народа. Приложение№7

Во время инсценировок воспитанники учатся старинным обрядам, узнают о жизни русского народа в древности, наряжаются в старинные одежды (сарафан, рубашку, шали) для погружения в атмосферу прошлого. Старшие дети не только сами узнают, как пользовались теми или иными инструментами, утварью в старину, но и знакомят младших товарищей с народными традициями и обычаями. Такие игры повышают самооценку ребенка, дают знания о своих силах и возможностях пробы себя в разных ролях. Формируется понимание необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, воспитывается бережные, уважительные взаимоотношения.

2. Методическая работа:

Пополнение музея за счет новых сведений об истории семьи, предметов старины и изделий, изготовленных участниками посиделок «Русской горницы».

Презентация музейного уголка (реклама, буклеты, встречи).

Педагогические советы: «Использование ростовых кукол», «Перчаточные куклы в театрализованной деятельности детей» и др.

Наш музейный уголок тесно сотрудничает с музеем «Русской народной культуры» МБОУ СОШ №15 (руководитель Архипова Наталья Павловна). Наши воспитанники частые гости в музее. Мы же в свою очередь, как гостеприимные хозяева рады принять гостей. Устраиваем «посиделки» для учащихся школы и соседних ДОУ. Имеется книга отзывов Приложение №8.

В «горнице» с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря.

В их содержании используются предметы русского национального быта, что позволяет не только обучать, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Система занятий в «русской горнице» включает также активное знакомство детей с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Дети попадают из одного века в другой. Здесь, в «избе XIX века» иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Занятия завершаются чаепитием из самовара или угощением гурьевской кашей, булочками – «жаворонками», которые совместно с детьми готовим к празднику.

Занятия в «Русской горнице» проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения «горницы» малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).

За время работы в музейном уголке было замечено, что многие дети проявляют интерес к русской народной культуре. Были организованы посиделки, которые проводятся в основном во II половине дня. На посиделках дети разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов.

К этой деятельности проявили интерес и многие родители, которые с удовольствием посещают и консультации по данной теме и сами посиделки.

Формы работы с родителями:

• Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом художественно - эстетического воспитания детей;

• Привлечение родителей к сбору экспонатов, выставке фотографии;

• Участие в оформлении музейного уголка в ДОУ.

Наш музейный уголок стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в музейном уголке, у нас уже сформировались традиции: проводить вечера песни, посиделки семейного клуба, встречи со сказкой; обыгрывание потешек, народные календарные праздники.

IV этап. Обобщающий.

Проведя повторное мониторинговое исследование родителей и детей я получила такие результаты:

1) 90% родителей (58%) могли назвать малые фольклорные формы;

2) 30% родителей (22%) стали использовать их в повседневной жизни;

3) 57% (38%) рассказывают детям о старинных традициях, праздниках;

4) 47% (47%) имеют семейные традиции;

5) 80% (78%) имеют представления о русских народных промыслах;

6) 80% (50%) могут рассказать о них;

7) 75% родителей (87%) смогли назвать русские народные игры;

8) 17% (17%)стали играть с детьми в народные игры Приложение №9

В результате освоения народных традиций дети узнали историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Благодаря музейным экспонатам на близком и понятном материале дети имеют представления о нравах, обычаях русского народа.

Участвуя в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки, Масленица (Вторник-заигрыш, Васильковый день (Праздник полевых цветов, Петров день (Сенокос, и др.) дети проявляют свои творческие и актёрские способности.

В результате продуктивной и творческой деятельности у детей повысилась положительная самооценка, сформировалась коммуникативная компетентность. Повысился уровень развития: умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, самостоятельно создавать необходимые условия для игр по своему усмотрению.

Музейный уголок «Русская горница» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Оценивая результаты работы музейного уголка «Русская горница» я отмечаю, что у нас увеличилось количество семей - участников посиделок «Горницы»; мы продолжаем накапливать материал участников о прошлых событиях жизни старшего поколения (истории рода, культурных традиций и др.); разрабатываем методические материалы мероприятий; пополняем музейный уголок «Горницы» новыми экспонатами.

Мы планируем распространить наш опыт среди работников дошкольных учреждений, создать программу музейного уголка «Русская горница», планируем пройти аттестацию и получить статус «Музея русской народной культуры».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И мы считаем, что именно «Русская горница» помогает детям увидеть, почувствовать удивительный исторический мир. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список используемой литературы

1. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, Детство-Пресс, 1999 г. 380 с.

2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк, воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.

3. Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. М., Сфера. 2011 г. 110 с.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методич, пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М., Аркти., 2005 г. 144 с.

6. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.

7. Оберемок С. М. Общие основы проектирования : материалы к обучающему курсу. Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - 48 с.

8. Рыжова Н. Музейная педагогика в детском саду. //ж Дошкольное образование. 2010 г.

9. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. Собранные М. Забылиным. М., Эксмо., 2003 г. 608 с.

10. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М., Айрис-Пресс, 2003г. 208 с.

11. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994 г.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Дмитрий Лихачев В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.

«Праздник русской березки». Обобщение опыта «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» Праздник русской берёзки. Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыОпыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 12:40
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД