Лучший педагог года

Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками

наталья хатипова
Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками

Проект по приобщению старших дошкольников к народной культуре через знакомство с русскими и башкирскими народными праздниками

Руководители проекта : воспитатели, учитель башкирского языка, музыкальный руководитель.

Тип проекта : краткосрочный; поисково-творческий.

Публикация «Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками» размещена в разделах

Сроки проекта : март-май 2012 года.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Направление проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств, интернационализма посредством приобщения к народным традициям.

Возраст детей, участников проекта : дети 5-6 лет.

Предмет проекта : традиции детского сада, семейные, народные.

Цель проекта : Воспитывать интерес детей к национальной культуре; формировать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской и башкирской национальной культуре.

Задачи проекта :

1. Дать детям представление, что такое «традиция».

2. Познакомить детей с традициями детского сада, семейными традициями и включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского и башкирского народа.

3. Сформировать чувство национального достоинства.

4. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный проект через знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями и традициями.

5. Использование всех видов русского и башкирского фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, хороводы,знакомство детей с народными праздниками и народными играми.

6. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки.

7. Воспитание интернационального чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность проекта : детям не понятно значение слова «традиция».

Задача педагогов: погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций детского сада, семьи, традиций русского и башкирского народов.

Задача детей: знать традиции своей семьи, исследовать-какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.

Формы работы: беседа с детьми, чтение художественной литературы (русского и башкирского фольклора, экскурсия в музей детского сада, в городской музей, составление картотеки народных башкирских и русских народных подвижных игр, проведение календарных праздников, развлечений, проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр, музыкальных занятий, художественно-продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми по закреплению материала, консультации для родителей, дни открытых дверей, анкетирование родителей.

Этапы проекта

Этапы Название Мероприятия

1

Вводный Формирование проблемы: «Наш домовёнок Кузя не знает, что

такое традиции, откуда берутся, из чего складываются?»

Деятельность детей: узнать у родителей, какие традиции

существуют у них в семье.

Деятельность педагогов: создание игровых ситуаций.

2

Подготовитель

ный Совместное планирование деятельности.

Организация деятельности, помощь в решении поставленных

задач,распределение ролей и обязанностей.

Сбор информации

Вопрос: У башкирского и русского народов разные традиции.

3

Принятие решения Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

Составление календарных традиций детского сада,народных

праздников.

Составление перспективного плана на три месяца по серии

занятий: «Приобщение к народным традициям».

4

Выполнение Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе

и о твоём народе».

Подготовка и проведение семейного праздника «Когда все вмес-

те, то и душа на месте».

5 Оценка результатов Подготовка к презентации проекта, презентация.

6

Завершающий Семейный праздник «Когда все вместе, то и душа на месте».-рефлексия деятельности участников проекта.

Перспективное планирование по знакомству детей с календарными и народными праздниками

(март, апрель, май)

М

А

Р

Т

«При солнышке тепло-

При матери добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок,

празднования дня 8 Марта. Изготовление поделок в подарок маме, выставка детских работ.

«Весна, весна, приди сюда!»

Рассказ воспитателя о старинных традициях встречи вес-

ны, загадывание загадок о весне, заучивание закличек о весне, разучивание подвижных игр: «Гори, гори ясно!»,

«Горшки», «Летят, не летят», «Салки-догонялки».

Вербное воскресенье Рассказ Хозяйки (воспитателя) о праздновании Вербного

воскресенья, о вербе. Проведение русских народных

игр: «Верба, вербочка», «Ерыкалище».

«Науруз-байрам»(День весеннего равноденствия» Рассказ учителя башкирского языка о старинных обыча-

ях встречи весны башкирского народа, заучивание поте-

шек(«Кояш апай сык-сык», «Ямгыр,яу!», посадка с деть-

ми пшеницы, знакомство с национальным башкирским

напитком «буза»

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Шутку шутить-людей насмешить» Рассказ воспитателя о традиции отмечать 1 апреля, как

День юмора. Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Музыкальное развлече-

ние «День смеха».

«Пасха в гости к нам пришла»»» Рассказ воспитателя о праздновании праздника Пасхи,

проведение русских народных игр «Верба, вербочка»,

«Солнышко-вёдрышко», «Пасхальное яичко», «Никано-

риха». Роспись пасхальных яиц.

«Апрель ленивого любит-

Проворного приголубит» Рассказ о весенних полевых работах, самостоятельный

посев детьми семян (лука, редиса, укропа, петрушки).

Проведение праздника «День Земли», участие в играх

«Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозём».

«Международный день птиц»

«Весна красна цветами» Беседа с детьми о птицах, литературная викторина «Пти-

цы нашего края», проведение Недели подвижных игр

«Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Во-

робей», «Гуси-гуси».

Беседа с детьми о праздновании 1 Мая-Дне весны и тру-

да, повторение песен, пословиц, закличек о весне, отга-

дывание загадок о весне, потешек, художественно-продуктивная деятельность.

М

А

Й

«День Победы» Беседа о воинах-защитниках Отечества, знакомство

со сказкой «Каша из топора», проведение утренника,

посвящённого 9 Мая, проведение игр «Сбей булаву»,

«Салки-догонялки», «Перетягивание каната»

«Карга буткахы»

(«Грачиная каша») Рассказ учителя башкирского языка о старинном башбашкирском празднике,в чём он заключается, повторение потешек,закличек на баш. Языке, чтение башкирскойсказки

«Грачиная каша вкусна», проведение игры «Осто-осто».

Перспектива: Познакомить дошкольников с традициями :

1. Особенностями воспитания детей в семье.

2. Гостеприимства

3. Национальной кухни

4. Традиционной одежды,утвари, жилища

5. Традициями семьи (семейных праздников, ритуалов)

Ожидаемый результат:

Воспитатель: совершенствовать педагогические навыки в данном направлении работы, творческий подход, новые методы, использование моделирования и интеграции в своей работе.

Дети: сформировать у детей знания о культуре, традициях народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, толерантное отношение к людям другой культуры, развивать творчество воспитанников,научить детей использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, уметь играть в народные подвижные игры, осмысленно участвовать в русских и башкирских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, читать стихи, пополнить знания о декоративно-прикладном искусстве, изучать фольклор русского и башкирского народов во время досуга.

Родители: повысить интерес к возрождению культуры своего народа, привлекать членов семей воспитанников к участию в воспитательно-образовательном процессе по данному направлению, привлечь к участию в оснащении предметно-развивающей среды группы; по результатам анкетирования сделать вывод, сохранились ли традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Вывод: Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение-народ без будущего.

Публикации по теме:

«Музыка нас связала» Музыка нас связала— проект по приобщению дошкольников к классической музыке. Лариса Францева Балаково 24. о9.2013 год Я,участник проекта,.

Проект «Предметы русской старины» Проект «Предметы русской старины» Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Возраст детей: от 4 до 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 22:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД