МААМ-картинки

Проект по работе с воспитанниками и их родителями «Наша дружная компания»

Лариса Гаврилова
Проект по работе с воспитанниками и их родителями «Наша дружная компания»

Наша дружная компания

Бескорыстная любовь может явиться

только тогда, когда в любимом ребенке

видят прежде всего человека,

рожденного не для чьей-либо потехи,

а для самого себя, для собственного счастья,

для возможно полного выражения идеи

человеческой жизни, человека, которому

принадлежит будущее.

В. Я. Стоюнин

Введение

Публикация «Проект по работе с воспитанниками и их родителями „Наша дружная компания“» размещена в разделах

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

1. Аналитическое и теоретическое обоснование совместной детско-взрослой художественной деятельности

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.

Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».

Начало XX века в России было сложным во всех отношениях, однако это не помешало развитию общественного театрального движения. В новых государственно-общественных условиях домашние театральные постановки стали уступать место новым формам досуговой деятельности. Организовывались государственные детские студии, театральные кружки, в которые привлекали детей. Ребята принимали участие в физкультурных парадах, массовых праздниках, партийных съездах. Первая попытка осмыслить театр как эстетическое явление произошла на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.

В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра. Родоначальником этой идеи была Наталья Ильинична Сац. В своей книге «Новеллы моей жизни» она отмечала, что в этом театре дети не случайные посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены должны целиком посвятить свое творчество маленьким. В 1921 году в театре на Большой Дмитровке «родился» Московский театр для детей. Н. И. Сац привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного художника А. Веснина, писателей А. Дикого, Н. Огнева, А. Толстого, замечательных артистов А. Кторова, В. Аристова, знаменитого композитора С. Прокофьева и др.

В конце XX – начале XXI века в связи с развитием идей гуманно-личностной педагогики, ориентированной на партнерские отношения с семьей, возрос интерес к семейному воспитанию в целом и традициям домашнего театра в частности; появилась потребность в интеграции достижений общественного и домашнего художественного воспитания в новой форме.

Методологической основой являются концептуальные положения: о семейном воспитании (И. А. Ильин, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и др.); о специфике семейного воспитания как части общего воспитания (П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.); о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. С. Кон и др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р. М. Быков В. В. Ванслов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, М. О. Кнебель, К. С. Станиславский, Н. И. Сац, и др.); о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.

Однако проведенный анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.

Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов, Н. И. Сац, Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Н. А. Ветлугина, Р. И. Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л. С. Фурмина, С. И. Мерзлякова, Н. Ф. Сорокина и др.).

Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О. В. Огороднова).

Обращение к сложившейся практике ОУ показывают, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы ОУ с семьей; педагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).

Тип проекта «Наша дружная компания» (семейный театр) :

• по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

• по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, цикла показов, презентации разных видов театра и т. д.);

• по времени - долгосрочный (продолжительность 7 месяцев).

Возраст: Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа МБДОУ детский сад № 1 «Березка») и их родители

Проблема: Малы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника.

Актуальность проблемы:

• Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»

• Недостаточное внимание родителей к театрализованным играм и семейному театру.

Цель: Совершенствование возможностей семейного театра в ОУ.

Объект: Воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования: Процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в ОУ.

Гипотеза: Семейный театр в ОУ способен стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

- организация семейного театра в ОУ основана на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия,

- сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей,

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей успешное введение всех участников в театральную культуру.

Задачи:

1. Разработать и апробировать проект «Наша дружная компания» (технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в ОУ, выявить его развивающий эффект.

2. Заинтересовать родителей в изготовлении разных видов театра и театрализованных игр, дать сведения о способах их обыгрывания дома с детьми.

Этапы работы над проектом :

I этап – подготовительный:

• анкетирование родителей;

• выделение целей и задач;

• создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

• взаимодействие с родителями;

• совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

III этап – заключительный:

• подведение итогов реализации проекта;

• систематизация и обобщение результатов проекта, сформулированы основные выводы и рекомендации

• соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Перспективное планирование работы совместной работы

педагогов, воспитанников и родителей

Дата Участники проекта Формы организации и проведения

Октябрь педагог • анализ условий развивающей среды

разработка совместных мероприятий с родителями и детьми

разработка анкет для родителей

родителинаблюдение за детьми: самостоятельная игровая деятельность детей, театрализованные игры и разные виды театра дома,

• анализ и выводы домашних наблюдений

Ноябрь педагог • создание игровой среды для театрализованной деятельности детей

• папка-передвижка «Театральных дел мастера» с описанием истории театра (наглядная информация для родителей)

дети подготовительной группы • просмотр детского спектакля

• беседа об увиденном спектакле

родители • проведение анкетирования родителей «Для чего нужен театр?»

• ознакомление с планом работы на год

Декабрь педагог • подготовка виртуальной экскурсии по театрам России

дети подготовительной группы • проведение с детьми виртуальной экскурсии по театрам России,

• творческое занятие «История и театр»

родители • проведение дня открытых дверей для родителей

• показ семейного театра на новогоднем утреннике (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Январь педагог • постоянное насыщение игровой среды для театрализованной деятельности детей в (изготовление разных видов театра, билетов; подбор музыки, реквизита и т. д.)

• подготовка презентации о различных видах театра

дети подготовительной группы • показ презентации для детей о различных видах театра

работа кружка «Театральных дел мастера»

родители • проведение родительского собрания «Значение семейного театра»

• показ презентации о различных видах театра «Путешествие артиста!»

Февраль педагог • подбор сказок, потешек, песенок для театрализованной деятельности

• оформление наглядной информации для родителей «Театр и дети»

дети подготовительной группы • чтение художественных произведений для постановок

работа кружка «Театральных дел мастера»

родители • просмотр наглядной информации для родителей «Театр и дети»

• подбор разного материала для работы в кружке «Театральных дел мастера»

• создание опыта работы домашнего театра

• показ семейного театра на утреннике к 23 февраля (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Март педагог • подготовка мастер-класса по изготовлению разных видов театра

дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»

• участие в семейном театре

родители • участие в репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей детям младших групп.

• показ семейного театра на утреннике к 8 марта (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

• проведение мастер-класса родителями по изготовлению разных видов театра

Апрель педагог • подготовка выставки – презентации разных видов театра

дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»

• участие в показе спектакля для детей младших групп

родители • просмотр выставки – презентации разных видов театра

• изготовление в подготовительную группу новых видов театра

Май педагог • подготовка сценария выпускного бала с использованием семейного театра

дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»

• показ семейного театра

родители • показ семейного театра на выпускном (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Ожидаемые результаты:

Участие в проекте более 80% родителей подготовительной к школе группы.

Проведение опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театрализованные игры?» (возрастет желание родителей заниматься театрализованными играми дома с детьми, участвовать в семейном театре и посещать театры в Нижнем Новгороде).

Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

Приобретение и изготовление родителями разных видов театров для домашнего использования.

Увлечённое использование центра «Театр» детьми в подготовительной группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.

Проведение конкурса рисунков «Волшебный мир театра».

Организация выставки-презентации разных видов театра «Поиграйте с нами!»

Постановка сказки, мини-сценки, потешек и песенок для детей других групп и родителей.

Оформление фотоотчёта по проекту «Наш маленький театр».

Критерии оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.

Дети:

• знание основных видов театра;

• владение первичными навыками «актерского мастерства»;

• развиты психические процессы;

• интерес, проявленный в подготовке к спектаклям.

Родители :

• процент участия родителей в совместных мероприятиях и семейном театре;

• процент участия родителей в подготовке условий для театральной деятельности детей.

Вывод: Игровая деятельность через театрализованные игры, разные виды театров и семейный театр в ОУ поможет нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста «Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Фотоколлаж «Наша дружная группа». Работа с родителями в ДОУФотоколлаж «Наша дружная группа». Работа с родителями в ДОУ Одной из современных форм работы взаимодействия с родителями воспитанников является фото - коллаж. Время года осень, прекрасная пора для.

Фотоотчет «Дружная и славная салат-компания»Фотоотчет «Дружная и славная салат-компания» Мы с ребятами ходили в гости к малышам, Показали сказку им о дружбе овощей, Дети были очень рады и сказали нам: "Приходите снова в гости.

Конспект занятия «Наша дружная семья» Тема: «Наша дружная семья» Цели: - уметь определять и называть члена семьи; - формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что.

Фотоотчет «Наша дружная семья»Фотоотчет «Наша дружная семья» НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ Вот время 7:00, я сижу за столом, и пишу план работы. Тишина. Такая тишина бывает только в сон час! Слышно тиканье часов….

Сценарий «Мама, папа, я — наша дружная семья» Сценарий спортивного праздника совместно с родителями «Мама, папа, я – наша дружная семья!» Предварительная работа: отбор семей-участников;.

Сценарий семейного клуба «Наша дружная семья» Сценарий «Наша дружная семья» 2016 год. (6 гр.) Под музыку взрослые участники мероприятия рассаживаются в зале. На фоне нежной мелодии.

Спортивный досуг «Наша дружная спортивная семья»Спортивный досуг «Наша дружная спортивная семья» Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Наша дружная спортивная семья» Разработали: воспитатель Самсонова Юлия Алексеевна.

Спортивный досуг «Наша дружная спортивная семья»Спортивный досуг «Наша дружная спортивная семья» Спортивный досуг «Наша дружная спортивная семья» Цель: повышать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников. Задачи:.

Творческий проект «Наша дружная семья» Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А. Педагогический проект «Наша дружная семья»Вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по работе с воспитанниками и их родителями «Наша дружная компания»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 18:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД