Папки-передвижки

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!»

Любовь Башманова
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. С учетом данного положения и разработан этот проект.

Публикация «Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ „Мой веселый язычок!“» размещена в разделах

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с задержкой психического развития.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.

Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой.

Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок».

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

*ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,

*аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата,

* необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Проект является долгосрочным и рассчитан на 2015 – 2016 учебный год.

Цель проекта : создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития, посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики и повышение педагогической компетенции родителей дошкольников.

Реализация данной цели предполагает решение таких ЗАДАЧ, как:

*Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ.

* Познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

*Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;

*Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

*Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методами закрепления навыков у детей.

Задачи учителя - логопеда:

- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;

- продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики.

- показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

- познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.

- знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;

- отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики;

Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

- информационные листы для родителей;

- разработка системы игровых приемов для развития артикуляционной моторики;

- анализ методической литературы по данной теме

1этап - подготовительный (диагностический, информационно-аналитический)

Задачи: провести мониторинг состояния артикуляционной моторики у детей с ЗПР, выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установить с ними контакт и согласовать воспитательное воздействие на детей;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- определить тему, цель, задачи и содержание проекта;

- прогноз результата деятельности

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития артикуляционного аппарата детей через участие родителей в практической деятельности.

* родительское собрание: знакомство с проектом «Мой веселый язычок, мастер – класс «Подружимся с язычком» - повышение педагогической компетенции родителей;

*подготовка наглядного материала, письменных консультаций; информационных стендов:

- Мастер-класс «Зачем язычку делать зарядку» - показать значение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в развитии моторики артикуляционного аппарата,

- Памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика вместе с мамой», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики»

- «Самомассаж языка» - познакомить с приемами самомассажа.

*подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей : «Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», «Звуки речи», «Говорим медленно», «Песенка гласных звуков», «Наглядный материал для автоматизации звуков речи» и др.

*составление перспективного плана проведения артикуляционных игр для педагогов и родителей с детьми;

* включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ООД;

*консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика и др.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу усвоения приемов и правил проведения артикуляционной гимнастики и формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике И. Д. Коненковой и включает логопедическое обследование дошкольников с ЗПР с целью постановки развернутого заключения по результатам логопедического обследования, а так же определения приоритетных направлений профилактической работы.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

*принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;

*принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

*принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

*принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

*принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

*принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи).

В процессе работы использовались следующие методы:

*словесный (индивидуальные беседы, консультации);

*практический (проведение семинаров-практикумов);

*наглядный (подборка материала, показ презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);

*игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение: компьютер, зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения; логопедические игры и адаптированные сказки по развитию мышц артикуляционной моторики, стихотворные тексты, зеркала, логокуб с изображением поз артикуляционной гимнастики, игрушки для развития дыхания, модели артикуляции звуков - Звуковички, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «шумелочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т. д.)

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

*Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-образовательных услуг.

*Модернизация коррекционно-образовательного процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности.

Показатели эффективности проекта. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.

Публикации по теме:

Формирование артикуляционной моторики Из опыта работы. Тема: «Формирование артикуляционной моторики». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Произношение.

Консультация «Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР» Движения детей с ОНР отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» Актуальность. •слабое развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи; •необходимость развития точности координации движений.

Проект по развитию мелкой моторики «Озорные пальчики» для детей с нарушением интеллекта Тип проекта: Игровой, творческий Актуальность: Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 1 Часть 2 Проект ««Умные ручки» (развитие мелкой моторики рук) Актуальность. Проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи,.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 2 Часть 1 Схема реализации проекта «Умные ручки» через разные виды деятельности Развивающая среда Подобрано оборудование для реализации поставленных.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Веселые ручки» в средней группе Проект «Веселые ручки» в средней группе. Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук» Вид проекта: образовательный, игровой, краткосрочный.

Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения. Практические рекомендации для родителей Речь – деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении.

Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики»Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики» «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики в коррекционной логопедической работе" Показ артикуляционной гимнастики и.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Автор публикации:
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 21:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД