Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Светлана Баркова
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры.

Вид проекта: интегративный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2015г. -май 2016г.)

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: Повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Актуальность К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Задачи:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;

3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;

развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

• практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности;

• формировать умение оценивать работу товарища;

• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

развивать литературную речь.

Образовательная область «Здоровье»

развивать координацию речи с движением;

• формировать речевой выдох;

развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познание»

• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Этапы проекта:

1. Этап проектирования: изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

2. Практический этап:

• введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи,

• консультация с родителями,

• создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

1. Заключительный этап:

• Сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,

• Заполнение карт наблюдения.

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Формы организации совместной деятельности

1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)

«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;

«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

«Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

«Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Курочка-рябушечка»: Ход игры:

Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»:

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи - пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

1. Активация словаря (декабрь-февраль)

«Гардероб для куклы Маши»: дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).

«Что лежит в лукошке?»: карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).

«Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).

• Домино «Полезные машины»: сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).

«Чудесный мешочек»: на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).

«Кто что ест?»: карточки с домашними животными и с изображением корма, дети пдбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).

Игры с Куклой: «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).

«Варежки»: две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).

«Что делает зайчик»: сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);

«Времена года» (лото): четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).

«Найди пару»: картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);

• Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).

«Домашние животные»: нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).

1. Развитие связанной речи (март-май)

«Один-много»: найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).

«Ласковые слова»: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Разговор по телефону»: в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);

«Магазин»: два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.). (Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);

«Кошкин дом»: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

«Что деревянное, что резиновое?»: предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).

«Далеко-близко»: определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).

«День рождения куклы Алёны»: описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).

«Новая кукла»: описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).

«Найди предмет по описанию»: выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).

«Когда это бывает?»: взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)

Литература

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

5. / Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактические игры по развитию речи в средней группе Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей» Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход: ребенок.

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» В средней группе Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:04
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление группы детского сада
В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Дети восприимчивы к...
Подвижная игра «Весна — Красна» с детьми раннего возраста на прогулке
Подвижная игра «Весна – Красна» Цель: обогащение игрового опыта детей раннего возраста на прогулке. Задачи:  Учить ребенка управлять...
Конспект ООД «Жизнь диких животных весной»
Конспект разработан для детей второй младшей группы Цель: формирование представлений о жизни диких животных весной Задачи: - совершенствовать знания...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе буква [ф], звук [ф]
Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф. Задачи: 1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях. 2....
Наш чудесный огород
Конкурс «Огород на окне» Мы ребята, малыши Любим мы трудиться. Вот посадили лук, чеснок, Посеяли свеклу, морковку, Салат и редиску. И петрушечки...