Получи документы

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Липина Марина Анатольевна
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Управление образования

АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 11 «Теремок»

Проект

«Говорящий ручеёк»

на тему:

«Развитие речи детей средствами

устного народного творчества»

Составил

Воспитатель: Липина М. А.

с. Филинское

2015

Публикация «Проект „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах

Содержание:

1. Описание проекта

2. Введение

3. Актуальность проекта

4. Проблема

5. Цели и задачи проекта

6. Методы и приёмы проекта

7. План работы с детьми и родителями

8. Самостоятельная деятельность детей

9. Работа с родителями

10. Ожидаемый результат

11. Заключение

12. Приложения

Описание проекта

«Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Вид проекта : долгосрочный.

Тип проекта : познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Введение

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А. А. Леонтьев, А. С. Рубинштейн, О. С. Ушакова. Л. С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу : «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ним. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.

Актуальность проекта.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Проблема:

Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её вмаловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Гипотеза проекта :

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

Цель проекта :

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

•Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

Задачи проекта :

• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образами устного народного творчества.

Методы и приёмы, используемые на проекте :

Для решения поставленных задач я использую следующие методы и приемы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План работы с детьми и родителями

месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

Разучивание и проговаривание потешек. Консультация: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах. Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Декабрь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) Консультация: «Народное творчество в воспитании детей».

Январь Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Консультация:«Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам.»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый театр).

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Май Самоанализ плана самообразования. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) Итоговое мероприятие «В гостях у бабушки»

на итоговом родительском собрании

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

У детей свободный доступ к игрушкам, книгам, играм, предметам. Книжная выставка устного народного творчества постоянно варьируется. Раскраски и детские журналы по тематике русского фольклора. Иллюстрированный красочный материал по сказкам дается детям для рассматривания. В театральном уголке - герои русских народных сказок пальчикового, настольного театров. Дети могут брать для игр.

Применяются аудиокассеты и диски для детей с детскими песенками, потешками, с хороводными песнями. Совместно с детьми водим хороводы, поем песни, импровизируем и в группе и на прогулках. В свободном творчестве дети разукрашивают в раскрасках сюжеты сказок, лекала животных, рисовали на чистых и тонированных альбомных листах. У детей имеются различные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация).

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 2,3).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить

следующие показатели:

• доля участия родителей в проводимых мероприятиях;

• успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;

• положительный психологический климат в группе;

• участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями устного народного творчества.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Дидактические игры по речевому развитию;

2. Подвижные игры по речевому развитию;

3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

4. Музыкальный центр, телевизор, DVD, мультимедийное оборудование;

5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками;

6. Интернет источники.

Ожидаемый результат

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- У детей повысить интерес к устному народному творчеству ;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

- У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

Заключение

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, В. В. Васильевой, 2014.

2.«Развитие речи в детском саду» младшая группа, В. В. Гербова. Издательство «Мозаика-синтез» Москва,2014.

3. «Развитие речи дошкольников» Г. Я. Затулина, центр педагогического образования,2014

.4. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»-дошкольное воспитание, Аполлонова Н. А, 1992.

5. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» Аникин В. Д. ,1957.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Консультация «Развитие речи детей с помощью устного народного творчества» Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Составила: воспитатель Кузнецова.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования. Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Актуальность выбранной темы: В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» «Народ без народности-тело без души» К. Д. Ушинский Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 13:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД