МААМ-картинки

Проект по развитию речи «Учимся играя»

Щепцова Евгения
Проект по развитию речи «Учимся играя»

Введение

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития речи. Игра развивает речь, а речь организует игру. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает речь, учиться общаться. Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.

Публикация «Проект по развитию речи „Учимся играя“» размещена в разделах

Актуальность

От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи:

- создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.

- привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь, ноябрь 2019

Участники проекта: дети средней группы "Умняшки" (4 -5 лет).

Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, творческий.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Предметно - развивающая среда: дидактические игры, настольный театр, сюжетные картинки для составление рассказов, подборка НОД по речевому развитию.

Формы и методы: в проекте представлены такие виды игровой деятельности как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки. оформление выставки, консультации для родителей.

Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Продукт проекта: комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста. План мероприятий, способствующих развитию речи

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Подведение итогов.

Подготовительный этап.

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Задачи:

составление плана работы, подбор методик;

формирование целей, задач;

создание необходимых условий для реализации проекта;

разработка проекта; подбор и изучение необходимой литературы.

Используемые методики:

Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями:

Подбор художественной литературы.

Подбор пособий для работы с детьми.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Показатели результативности:

Основной этап

Цель: выполнить задачи проекта.

Задачи: замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

Используемые методики:

Подготовка необходимого оборудования.

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.

Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки "Глупый мышонок".

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультация "Сказка в жизни ребенка. "

Консультация "Книга для ребенка".

Формы работы с детьми:

Дидактические игры:

"Подбери пару", "Подскажи словечко", " Кто летает", " Дай действия словам", "Из чего сделано?", "Наоборот", " Четвертый лишний", " Разговор по телефону". "Назови и отгадай", "Где, что лежит", "Назови одним словом", "Скажи наоборот", "Горячо – холодно", "Раздели на группы", "Один - много", " Хорошо - плохо", "Далеко - близко", "Обобщающие понятия", "Назови ласково", "Назови полное имя"

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Подвижные игры со словами:

"У медведя во бору", "По ровненькой дорожке", "Мы - веселые ребята", "Воробушки и кот", "Птички в гнёздышках", "Листопад", "День – ночь", "Гуси - лебеди", "Кошка и мыши", "Гори - гори ясно ", "Мышеловка", "Пастух и стадо", "Повар и котята".

Театрализованные игры:

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»;

Игра-пантомима «Был у зайца огород»;

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»;

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

Сюжетно-ролевые игры:

"Парикмахерская", "Магазин", "Кафе", "Строители", "Больница", "Семья", "Айболит".

Заключительный этап

Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов.

Задачи: составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

Выставка творческих работ для родителей

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад", «Как звери весну искали»

Формы работы:

Инсценированное детьми сказок: «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали».

Вывод

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной игровой методики и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Игра и сказка развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.

7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М. -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.

9. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.

10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2012.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М. 2000

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Фотоотчет «Математические знаки и символы. Учимся, играя»Фотоотчет «Математические знаки и символы. Учимся, играя» Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи «Учимся играя»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 05:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД