Получи документы

Проект по теме «Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи»

Татьяна Козырева
Проект по теме «Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи»

Вид проекта : информационно-практическо-ориентированный, долгосрочный

Продолжительность: 4 месяца

Сроки реализации: сентябрь-декабрь

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект : 6-7 лет, подготовительная группа

Принципы:

- Научности (использование игровой и здоровьесберегающей технологий, опора на научные логопедические и психофизиологические знания)

Публикация «Проект по теме „Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

- Практичности (подача и закрепление полученных знаний, умений и навыков в ходе практической деятельности)

- Онтогенетический (раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к различным вариантам дизонтогенеза)

- Учет возрастных особенностей детей (определяющий ведущий вид деятельности, стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка)

- Комплексности (рассмотрения нарушения речи с другими сторонами психического развития, включение в работу родителей и воспитателей)

- Этиопатогенетический (единство диагностики и коррекции отклонений в развитии речи)

- Развивающего обучения (учет зоны ближайшего и актуального развития)

- Наглядности (использование материалов окружения для игры, деятельности, показ взрослым использования материалов пространственной среды)

- Доступности (игры, пособия, книги и т. д. должны находиться на доступном для ребенка месте)

- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении (оказание направленной помощи нуждающимся воспитанникам в организации деятельности по использованию материалов среды)

- Мобильности (обеспечение легкой доступности и переноса материалов в пространстве)

- Вариативности (полифункциональность материала, возможность использование материала для коррекции различных сторон речи, а также психических процессов и двигательной активности)

- Эстетичности

- Здоровьесбережения (безопасность среды)

Актуальность проекта.

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей.

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников. Пространственная среда, как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи, его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем, что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи, а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи, проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях.

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка»*.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером, телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка). Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей.

Задачи:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей;

4. Профилактика «кабинетной речи»*;

5. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

6. Преодоление негативизма к использованию экспрессивной речи и логоневрозов;

7. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи.

*«Кабинетная речь» - это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем учителя-логопеда.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе.

3) Определение содержания логопедического проекта, условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта.

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы».

2) Тематическая консультация для родителей и статья в педагогической газете ДОУ «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы, способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей.

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей.

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап:

Обобщение опыта по проекту, представление его на педагогическом совете, родительском собрании, методическом объединении логопедов района, сайте ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях;

2. Развитие всех сторон речи детей, а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи;

4. Устранение речевого негативизма и логоневрозов;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста, особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей. Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Основные риски:

Недостаточная изученность вопроса организации предметно-пространственной среды в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в литературе и опыте работы в рамках ФГОС ДО.

Трудности материального обеспечения предметно-пространственной среды.

Перспектива развития проекта :

Включить в проект развития пространственной среды по технологии М. Монтесори.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. ВЛАДОС. М. ,2008.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005.

5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

6. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Феникс. Ростов н/Д., 2007.

7. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.

8. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Учитель. Волгоград., 2009.

Публикации по теме:

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе Видео Развивающая предметно-пространственная среда ДОО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию.

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Я. А. Коменский В современном обществе всё построено на точном расчёте времени.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-развивающей среды по теме «Народные промыслы»Организация предметно-развивающей среды по теме «Народные промыслы» Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Как животворная родниковая вода питает землю, так.

Организация предметно-развивающей среды в группе .

Организация предметно-развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе .

Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки»Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки» Дорогие гости! Добро пожаловать в нашу группу «Букашечки»! Эта группа для самых маленьких и самых любимых девочек и мальчиков. Мне хотелось.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Создание коррекционной предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленностиСоздание коррекционной предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности Группу компенсирующей направленности в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №14" Городецкого муниципального района посещают дети с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по теме «Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 29 января 2016 в 15:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД