Проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста

Мария Лесникова
Проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта

Дети младшего возраста нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Такие режимные процессы как: кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур занимает существенную часть времени бодрствования. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Образовательная область здоровье позволяет формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель проекта:

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать умения овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Побуждать детей младшего возраста к самостоятельности

5. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

6. Укрепить связи между детским садом и семьёй.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Возраст детей: 1,5 – 2 года

Направленность развития детей: комплексное

Участники проекта: воспитатель, младший воспитатель, родители, дети.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 1.10.2012 – 30.11.2012

Основные формы реализации проекта:

* Анкетирование родителей.

* Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

* Дидактические игры и упражнения.

* Художественное слово.

* Чтение художественной литературы.

* Беседы.

* Работа с родителями.

Практическая значимость проекта заключается в создании единого

здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети от 1, 5 до 2-х лет должны:

* С помощью взрослого приводить себя в порядок.

* Пользоваться индивидуальными предметами

(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

* Держать ложку в правой руке.

* По порядку одеваться и раздеваться.

* При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь

(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).

• Аккуратно складывать снятую одежду.

Ожидаемый результат

для родителей:

* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

* Укрепление связей между детским садом и семьёй.

для воспитателей:

* Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических

навыков у детей младшего дошкольного возраста.

* Улучшение отношений между детьми.

* Укрепление связи с родителями.

Информационно-аналитический этап:

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

Список литературы

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]:

популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.:ДОМ XXI век РИПОЛ

классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]:

методическое пособие/Т. Л. Богина. –М.:Издательство «Мозаика-Синтез»,

2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей,

родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М:

«Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.

Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое

пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме. Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы. Разработка содержания проекта.

Основной этап

Блок познавательных занятий «Одежда», «Обувь»

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Чтение произведений: К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».

Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна», «Что нужно кукле?», «Оденемся на прогулку», «Моем чисто руки и лицо».

Работа с родителями: Памятка для родителей «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста», анкетирование родителей по выявлению сформированности КГН детей (входное и оценочное)

Дидактические игры: «Купание куклы», «Накормим куклу», «Умывалочка», «Делаем причёску»

Игровые ситуации: «Кукла Катя заболела», «Купание», «Обед для кукол»

Заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Расти коса, до пояса»

ОО «Здоровье» «Водичка, умой моё личико», «Варвара- краса, длинная коса», «Как ухаживать за волосами», «Одежда осенью»

Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

Подвижная игра: «Зайка белый умывался»

Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и диагностика детей; презентация проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении вопросов, касающихся сформированности культурно-гигиенических навыков Вашего ребенка.

Пожалуйста, ответьте на все вопросы анкеты. В каждом вопросе есть перечень возможных вариантов ответа. При ответе на вопрос выберите и отметьте тот вариант, который соответствует Вашему мнению. Если Вы посчитаете необходимым, допишите свой вариант ответа.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

1. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться столовой ложкой?

да

иногда

нет

другое___

2. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться чайной ложкой?

да

иногда

нет

другое___

3. Крошит ли Ваш ребенок хлеб, когда кушает?

да

иногда

нет

другое___

4. Ваш ребенок пережевывает пищу с закрытым ртом?

да

иногда

нет

другое___

5. Ваш ребенок разговаривает во время еды?

да

иногда

нет

другое___

6. Ваш ребенок говорит после еды «спасибо»?

да

иногда

нет

другое___

7. Ваш ребенок умеет самостоятельно мыть руки и лицо?

да

иногда

нет

другое___

8. Ваш ребенок умеет пользоваться полотенцем?

да

иногда

нет

другое___

9. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться расческой?

да

иногда

нет

другое___

10. Умеет ли Ваш ребенок расстегивать и застегивать пуговицы?

да

иногда

нет

другое___

11. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно раздеваться?

да

иногда

нет

другое___

12. Умеет ли Ваш ребенок аккуратно повесить свою одежду?

да

иногда

нет

другое___

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Оценка

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

неумение выполнять действие – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Публикации по теме:

Контроль в ДОУ Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»[cut=Читать далее. ].

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 января 2014 в 21:22
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...