Проект по экологии «Овощная грядка»

Светлана Фомина
Проект по экологии «Овощная грядка»

Введение.

Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту. В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Все эти качества я и попробовала вложить в своих воспитанников. Зовут меня Фомина Светлана Евгеньевна. Мой город – наукоград Дубна, он находится на берегу реки Волга. Мой детский сад «Мишутка» расположен в живописном уголке нашего города, гранича с лесом. На данный момент возраст моих воспитанников - это 6-7 лет (подготовительная группа).

Предложив, детям заняться проектной деятельностью по экологии, даже не ожидала, что встречу такую поддержку и любопытство. Долго решали, чем будем заниматься, было множество идей и предложений.

После бурных обсуждений пришли к общему мнению.

Название проекта.

«Овощная грядка»

1. Тема.

Процесс выращивания растений в зависимости от условий.

2. Вид проекта.

Информационно - практико-ориентировочный, групповой,

долгосрочный.

3. Цель проекта.

-Воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры;

-Изучение условий для выращивания овощей.

5. Задачи.

Информационная: обратиться к печатным источникам.

Практическая: взрастить семена овощей, ухаживать за всходами, подготовить грядку, высадить овощи, уход за овощами.

Образовательная: создание экологической точки (рассказ детей об выращенных овощах, пригласить родителей и устроить спектакль для них.

6. Методы.

- Чтение художественной литературы Н. Носова «Огородники»

-Беседа на тему «Дела огородные»

-Приготовление семян для посадки, фиксирование роста рассады

- Наблюдение, ухаживание за проросшими семенами

-Создание экологической точки.

7. Этапы.

Подготовительный (весна): решить вопросы - какие нужны семена, когда сажать их, продумать орудия труда.

Начальный (поздняя весна): вскопать землю на отведённом участке, подготовить, удобрить. Высадить семена в лотки, ухаживать, наблюдать за ними.

Основной (лето): Ухаживаем за всходами, перезаживаем из лотков на грядку.

Заключительный (осень): организация экологической точки, сбор урожая, представление для родителей.

8. Актуальность проблемы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, но его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, по моему мнению, развито слабо, формирование основы нравственно-экологических позиций личности протекает вяло и без интереса.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

9. Участники проекта.

Воспитатель, дети.

10. Ожидаемые результаты.

Дошкольники овладеют следующими компетенциями:

-Практическими умениями высаживания овощных культур и способами ухаживания за ними;

-Бережно и ответственно относиться к миру природы.

Основная часть проекта.

Первым делом, мы с детьми обратились к литературным источникам. Прочитали произведение Николая Носова «Огородники». Поделились впечатлениями, вспомнини юмористические моменты.

После имела место беседа о том, что же нужно для того, чтобы стать огородниками?

На территории нашего детского сада отвели место для будущей грядки. Составили список семян, которые нужно будет приобрести для посадки. Так же обговорили орудия труда, которые нам понадобятся для работы на грядке.

Силами родителей были приобретены лотки для высадки рассады, семена овощей, грунт и инструменты для работ.

И вот настал волнительный момент. Землей были наполнены лотки, семена готовы. Мы с ребятами приступили к посеву семян. Хочется отметить, что дети с особым трепетом и волнением производили посев, понимая, что именно они теперь ответственны за то, что вырастет или не вырастит из семечка.

На следующих фото, запечатлен этот момент. Ребята очень старались сделать всё правильно, следуя моей инструкции.

После того, как посев был закончен, я озадачила детей вопросом-что будет, если одни высеянные семена поставить на солнце, а другие в тень? Одни накрыть плёнкой и тем самым сделать парниковый эффект, а другие оставить так?

Все свои посевы мы разделили на две группы: эксперимент и контроль.

Группа лотков - контроль была помещена на подоконник и накрыта полителеном. Группе лотков – эксперимент было отведено место на тёмной полке в спальной комнате. С детьми мы решили создать таблицу, где будем записывать наши наблюдения.

Посадка семян производилась 19 марта.

Таблица наблюдений в период с 19.03 .13 по 12.05.13г.

Контроль Эксперимент

Первые ростки-

Изменение роста линейкой-

Сравнивание листвы рассады-

Измерение роста линейкой-

Сравнивание внешнего вида-

По итогам наблюдений,мы с детьми сделали выводы:

- Любое растение нуждается в солнечных лучах,тепле и влаге.

- За любым растением,которое посадил, нужно ухаживать (рыхлить,поливать)

- Рост и развитие ростков зависит от внешних факторов.

Детям очень понравились наблюдения сначала за ростками,затем за расадой. Я предложила зарисовать,то что выросло у нас в лотках,ребята с удовольствием откликнулись на моё предложение.

И вот настал долгожданный месяц май. Солнышко растопило весь снег. Мы с ребятами во время прогулки пришли на заранее выбранное место для нашей овощной грядки. Посмотрели,что земля высохла и прогрелась,и готова для высадки нашей рассады.

Достали приготовленный инвентарь и я вскопала грядку. дети помогали мне кто чем мог. Кто выбирал из земли корешки и соринки,кто рыхлил землю,а кто и с любопытством созерцал всё происходящие.

На следущий день,мы с детьми ещё сравнили рассаду контроля и оставшуюся рассаду эксперимента. Обсудили чем отличается и почему так вышло.

Дети были поражены этими открытиями для себя. В течении всей беседы я старалась детям не навязывать своих советов и рекомендаций, своего мнения, а ждала когда ребенок, испробовав разные варианты, сам найдёт ответ на вопрос. Старалась разбудить самостоятельную деятельность детей.

На столах стояли два лотка, для того, чтобы детям было проще провести анализ и сравнение.

Мы вспомнили, как производили посадку семян, посмотрели нашу таблицу наблюдений, рассмотрели рисунки.

Выбрав время на прогулке,мы с моими детьми подготовительной группы высадили нашу рассаду - контроль на грядку.

Первую рассаду свеклы я высадила сама,тем самым показав пример какие действия нужно производить. Далее ребята сами высаживали рассаду на грядку,так же производился самоконтроль за посадкой и товарищи помогали словом,как лучше и аккуратнее произвести пересадку из лотка в землю.

На этом наш проект не прекращает свое существование. Мы вместе с ребятами будем ухаживать на нашей расадой и дожидаться осеннего урожая. И когда этот волнующий момент наступит,то мы решили сделать нашу грядку – экологической точкой. Будут приглашены родители,где мы покажем,что же выросло из семечка,если за ним ухаживать. Но прежде нашим мамам и папам придётся отгадать загадки про наши овощипримеру:

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (фасоль)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла) и т. д.

Так же родителям будет представлена театральная постановка «Огородники».

Выводы.

За время проведения проекта у ребят произошла выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и природы.

Ребята поняли, что для того чтобы семечко проросло-мало посадить его в землю, за ним нужно ухаживать.

На примере рассады контроля и эксперимента – стало явным так же, что для всего живого на земле очень важны условия, в которых оно живёт и развивается.

После того, как рассада была высажена на грядку, дети сделали ещё один очень важный для себя вывод - какая бы ни была хорошая группа, но на грядке, в естественных условиях овощи растут лучше.

Все эти выводы дают нам повод предполагать, что у ребят закладывается основа экологической культуры.

Результаты тоже не заставили себя ждать. Самый важный результат для меня – дети поняли, что нужно быть ответственным за порученное дело. А так же получили навыки посева семян в домашних условиях, научились ухаживать за ростками, понимать, что рост и развитие зависит от внешних условий (свет, влага, тепло).

В заключении хочется отметить, что в системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаются к созидательному процессу.

Проект по экологии «Овощная грядка»
Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей «Экология, дошкольник, театр» Цель деловой игры: способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков,.

Юные экологиЮные экологи "НЕ навреди!"- одна из заповедей общение человека с природой. Любовь, понимание и забота-это то, что ждет природа от каждого человека. Это.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Судоку
Автор публикации:
Проект по экологии «Овощная грядка»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 10:53
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...