Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»

Елена Юрьевна Шайхелисламова
Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»

Краткая аннотация к проекту:

В России 2017 год объявлен годом экологии. В связи с этим у нас возникла идея написания проекта, который охватывал бы все стороны экологического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Земля – наш общий дом» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Актуальность темы:

Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;

• вовлекать в природоохранительную деятельность;

• формировать навыки исследовательской деятельности;

• развивать умения и навыки работы с природным материалом.

2. Развивающие:

• развивать умение сравнивать и анализировать;

• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в музыке, рисунках и поделках.

3. Воспитательные:

• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

Участниками проекта являются дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Принципы реализации:

1. Актуальность.

2. Системность.

3. Доступность.

4. Наглядность.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный; 2 этап – Основной ; 3 этап – Заключительный.

Подготовительный этап.

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

6. Подпроект «Огород на подоконнике» - проводится с марта по май 2017г. Цикл занятий по изучению культурных, комнатных и декоративных растений:

- Беседа с детьми о том, что такое огород, и что на нём растёт.

- Посадка лука и семян овощных культур (горох, укроп, петрушка и др.)

7. Экологический календарь.

- «День птиц»

-»День подснежника»

- «День Земли»

Основной этап (делится на три подъэтапа):

I. «Птицы нашего края» - проводится с марта по май 2017г.

1. Подбор познавательной, художественной литературы.

2. Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

3. Разучивание песен, хороводов.

4. Подвижные музыкальные игры: «Птицы и кот», «Стало птичкам веселей».

5. Оформление консультаций.

6. Беседы с детьми на темы: «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы».

7. Изготовление дидактических игр.

8. Выставка рисунков «Птичье кафе».

9. Участие совместно с родителями в районном конкурсе «ЭКОБУМ» (изготовление костюмов из бросового материала и представление их на конкурсе).

II. «Поселок – наш дом, не мусори в нем!» - проводится в летний период 2017г.

1. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования.

2. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

3. Проведение акции «Украсим землю цветами» (высадка родителями цветов на участке д/с и посадка кустарников на участке).

4. Оформление папки передвижки для родителей.

5. Пополнение предметной среды иллюстративным материалом.

6. Наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада.

7. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

8. Разучивание стихотворений о правилах поведения на природе.

9. Разучивание песни «Земля - наш общий дом» муз.

10. Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах нашего села.

11. Рисование экологических знаков. Рассматривание альбома «Красная книга России».

12. Игры : «Пищевые цепочки в лесу», «Чего нельзя делать в лесу», «Кто где живет». Настольно-печатные игры: «В мире природы», «Живой мир планеты», «Узнаем животный мир», «Ботаническое лото».

13. Музыкально-подвижные игры: «Деревья и червяки»; «Воробей и комары».

14. Создание план-схемы экологической тропы на территории детского сада.

15. Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

16. Проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей» с участием родителей (поделки для участка и цветника).

III. «Моя планета – Земля» - проводится с сентября по ноябрь 2017г.

1. Активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.

2. Формирование умения по характеру музыки определять состояние погоды, соответствующее сезону, развивать чувство прекрасного, внимание, образную речь.

3. Проведение бесед о природе, о взаимодействии человека с природой, о многообразии животных и растений и их связи со средой обитания, об охране природы.

4. Чтение: Скребецкий Г. «На лесной полянке», Соколов-Микитов И. «Лестные картинки».

5. Оформление выставок детских рисунков, поделки из овощей. Участие в районной ярмарке «Морковный край».

6. Музыка П. И. Чайковский «Времена года». Прослушивание аудиозаписи.

7. Конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы: стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.

8. Акция «Жизнь в капле воды». Цель : формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода -это бесценный дар природы, её надо беречь.

Совместная деятельность педагога с детьми:

Экологическая тревога «Вода в опасности!», «Кран-кап, кап, кап».

Беседа «Вода в природе».

Развлечение на тему: «Вот она какая –вода».

Просмотр и обсуждение презентации о свойствах воды с использованием музыкальных произведений.

Исследовательская деятельность: «Вода в природе», «Различные состояния воды».

Чтение: Барто А. «Дождь в лесу», Сахарнов С. «Кто в море живет», Тютчев Ф. «Весенние воды».

Пластические музыкальные игры : «Изобрази», «Буря на море».

Заключительный этап.

1. Проведение развлечений «День птиц»; «Птичье новоселье»; КВН «Лес – наш дом» - апрель, май 2017г.

2. Проведение развлечения «Земля – наш общий дом» - май 2017г.

3. Летние экологические развлечения.

4. Трансляция проекта на районном методическом объединении.

5. Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов – круглый стол «Наши результаты».

6. Подготовка фотоотчета по реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наш общий дом — Земля!»Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наш общий дом — Земля!» Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наш общий дом - Земля»Тема :«Наш общий дом – Земля!».Цель:- активизировать.

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Земля — наш дом родной!» Цель проекта: воспитание экологической культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста, формирование желания беречь природу и её.

Педагогический проект «Земля-наш общий дом»Педагогический проект «Земля-наш общий дом» Педагогический проект: «Земля – наш общий дом» Автор: Адамова Т. А., воспитатель средней группы МБДОУ ДС №7 «Солнышко» г. Белая Калитва.

Проект «Земля-наш общий дом»Проект «Земля-наш общий дом» Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве.

Проект «Земля-наш общий дом» Презентация долгосрочного экологического проекта в подготовительной группе. Цель: формировать у детей экологические знания, бережное отношение.

Сценарий праздника «Кубань-наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитывать у дошкольников интернациональное отношение к детям разных национальностей. Задачи: • Приобщать дошкольников к истокам.

Сценарий тематического музыкально — экологического развлечения «Земля — наш общий дом» для детей старшего возраста. Дети входят под музыку. Садятся на стулья. 1ребёнок Вот Земля, наш общий дом. Много есть соседей в нём. И пушистые козлята, и весёлые котята,.

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом — природа. Наш общий дом — планета Земля» Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе. Задачи: • закреплять знания детей о природе; •.

Экологический проект «Земля — наш общий дом!»Экологический проект «Земля — наш общий дом!» Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Актуальность проекта: Мы-жители планеты Земля! Земля-наш общий.

Экологический проект «Земля-наш общий дом» Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом» Автор проекта: С. Ю. Русакова воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 10:57
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД