Получи документы

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа»

Ольга Белошейкина
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа»

Актуальность проекта

[/h4]Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Проблема проекта

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропы Вид проекта: исследовательский, Познавательно-творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта:

март 2015-август 2015

Гипотеза

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, поможет понять взаимосвязи всего живого. Экологическая тропинка позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: после работы с воспитателем на тропинке свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Цель

: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экологической тропы.

(экологическая культура в данном случае это совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.)

Задачи:

- приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;

- способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;

- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- учить детей оценивать воздействие человека на природу;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (Хакасии);

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины - Хакасии;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

• Дети:

o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

o Содействовать развитию представлений о растительном мире.

• Родители.

o Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

• Воспитатели:

o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

o Презентация проекта на методическом объединении

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Предполагаемые продукты проекта (станции тропы):

1. Метеобюро (юные метеорологи).

2. Деревья – наши друзья (чудо дерево).

3. Птичья столовая.

4. Цветы земли.

5. Коллекция насекомых (Муравьиная горка)

6. Кустарники.

7. Тропа здоровья.

8. Город мастеров.

9. Зеленая аптека.

10. Лавочка – отдыхалочка.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: март 2015

1этап: Подготовительный (март 2015)

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

2 этап: Основной

1. Выбор объектов для проведения занятий.

2. Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

3 этап: Заключительный

Определить результаты проектной деятельности

4 этап:

Подготовка презентации проекта.

Вывод

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В перспективе:

Продолжение экологической тропы в Стенах Детского сада.

В результате реализации проекта:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа» Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная,.

Игра из фетра «Экологическая тропа»Игра из фетра «Экологическая тропа» Дидактическая игра по экологии «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»(для детей старшего дошкольного возраста) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание любви к природе.

Педагогический проект «Экологическая тропа в детском саду» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА ДЕТСКОГО САДА «ПЧЕЛКА» Полное название проекта: Экологическая тропинка детского сада.

Проект «Экологическая тропа»Проект «Экологическая тропа» Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Проект «Экологическая тропа» Проект "Экологическая тропа" «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой.

Занятие в старшей группе «Экологическая тропа» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и.

Экологическая тропа в нашем детском садуЭкологическая тропа в нашем детском саду В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Экологическая тропа в нашем детском садуЭкологическая тропа в нашем детском саду Лето-удивительное и самое подходящее время года для знакомства детей с тем необычным, что окружает их в природе. Включая в свою работу одну.

Конспект занятия «Экологическая тропа весной» Экологическая тропа весной Программное содержание. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической.

Проект «Экологическая тропа здоровья»Проект «Экологическая тропа здоровья» Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа»
Опубликовано: 17 августа 2015 в 17:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД