Проект по экологическому воспитанию «Наш дом — Земля»

Лилия Плетт
Проект по экологическому воспитанию «Наш дом — Земля»

Цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Доступная для ребенка передача первоначальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека;

2. воспитание любви к природе, необходимости ее охраны;

3. поддержание эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;

4. формирование у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Методы, формы и средства: наблюдение, чтение литературы, игра, рисование.

Содержание проекта:

1. дидактическая сказка «Маленький мир у меня на столе».

2. дидактическая игра «Путешествие по волшебному лесу».

3. организация экологического уголка.

4. подведение итогов - конкурс рисунков «Мой дом - земля».

1 этап: Дидактическая сказка «Маленький мир на моем столе»

1.1. Чтение сказки (сопровождается иллюстрациями см. приложение)

В одном городе, на самом последнем этаже большого дома жил маленький мальчик по имени Никита. Больше всего он любил играть во дворе своего дома, там можно было бегать, прыгать и даже громко разговаривать. Дома этого делать нельзя: за каждой стеной живут соседи, и они не любят шумных мальчиков – так всегда говорили Никите родители. И Никита не прыгал, не бегал и не шумел, он ждал – выйду во двор, набегаюсь.

Наконец, мама разрешила Никите идти гулять. Мальчик быстро оделся, спустился по многочисленным лестницам, и вот он уже на улице. На детской площадке, на лавочке сидела Настя – девочка из соседнего подъезда. Никита обрадовался еще больше, ведь вдвоем будет веселее.

- Настя, пойдем кататься с горки – крикнул он девочке.

- Я сегодня не могу, у меня важное дело – ответила Настя.

- Какое дело, ты же просто сидишь? – спросил Никита подходя ближе, но тут он увидел на руках у девочки маленькое чудо – щенка чуть больше Настиных ладошек

- Откуда? – прошептал Никита, не сводя глаз с щенка.

- Родители подарили.

- А разве щенков дарят?

- Я очень просила.

Никите расхотелось гулять, вихрем взлетел он на самый последний этаж своего высокого дома, вбежал в квартиру и закричал:

- Мама, папа, я придумал, что хочу получить на день рождения.

- Тише, тише – раздалось одновременно из кабинета и кухни.

Родители вышли навстречу взволнованному мальчику.

- Ну что ты придумал – спросил папа – робота, машину с дистанционным управлением?

- Щенка…

Глаза у обоих родителей округлились, а папа даже открыл рот от удивления.

- Нет, нет, это совершенно невозможно, на самом последнем этаже такого высокого дома – сказала мама – он будет бегать стучать когтями о пол, ты будешь забывать вовремя вывести его на прогулку, нет, нет, нет.

- Категорически нет – эхом отозвался папа.

Никита, опустив голову, поплелся в свою комнату, спорить было бесполезно. Он лег на диван, накрылся одеялом и дал волю слезам – щенок, это так весело, но щенка у него не будет. Вдруг он услышал шорох, поднял голову и увидел маленького старичка в длинном колпаке, он сидел на столе и смотрел на мальчика.

- Кто ты – шепотом спросил Никита.

- Я волшебник. Почему ты плачешь, Никита?

- Родители не купят мне щенка, а я так хотел с ним играть.

- Щенок это не игрушка, я бы мог подарить тебе целый мир с животными, но справишься ли ты, ведь это такая ответственность.

- Я справлюсь, честное слово, справлюсь.

- Хорошо – сказал волшебник, взмахнул своей палочкой и исчез. А на том месте, где он только что сидел, оказался сундучок. Никита бросился к нему, открыл и, о чудо, внутри сундучка был маленький лес, на опушке которого резвились оленята.

- Мои оленята – с удовлетворением подумал мальчик – я буду очень о них заботиться.

Шли дни, у Никиты было много важных и интересных дел, он все чаще и чаще забывал вовремя покормить своих оленят, долить воду в ручеек и вовремя включить солнце на крышке сундучка. С каждым днем оленята становились грустнее, они уже не резвились, а лежали у ручейка и грустными глазами смотрели на мальчика.

Однажды Никита открыл свой сундучок и увидел что оленята лежат, не шевелятся, глаза их закрыты, они даже головы не подняли навстречу мальчику.

- Что с вами, посмотрите на меня – попросил мальчик, оленята молчали. Никита горько заплакал, он уже несколько дней не кормил своих питомцев.

- Что ты опять плачешь, Никита? – раздался голос сзади.

Никита резко повернулся и увидел уже знакомого старичка-волшебника

- Мои оленята, они не двигаются, и травка вся засохла, ручеек высох, мой маленький мир выглядит совсем ужасно…

- А заботился ли ты о нем? Ведь никто кроме тебя не мог о них заботиться.

- я забыл…

- А я так на тебя надеялся…

- Неужели ничего нельзя сделать?

- Я могу все восстановить, но мне придется забрать у тебя мой сундучок. – Волшебник взмахнул палочкой, и в ручейке снова потекла вода, травка зазеленела, маленькие деревья распрямили свои ветки, оленята оживились и снова стали резвиться на полянке. Старичок захлопнул крышку сундучка и исчез вместе с ним.

Прошло несколько дней.

- Никита – позвал мальчика отец, вернувшийся с работы. Никита вышел ему навстречу. На руках у отца сидел щенок.

- Мы с мамой подумали и решили, что тебе действительно нужен четвероногий друг.

Никита обнял щенка, уткнулся ему в мягкую шерстку. Не игрушка, а именно друг, о котором надо заботится, который не выживет без моей заботы и ухода, за которого я несу ответственность и которого никогда не оставлю без внимания.

1.2. Обсуждение с детьми сказки, выводы детей (возможные вопросы: о чем эта сказка, почему родители не согласились купить мальчику щенка? Для чего нужен был мальчику щенок? Чего опасался волшебник, давая мальчику сундучок? Чему учит нас эта сказка)

2 этап: Дидактическая игра «Путешествие в волшебный лес»

2.1 Действующие лица (взрослые): ведущий, заяц, старичок-боровичок, мальчик-хулиган,

Оборудование: декорации летнего леса, звуковоспроизводящая аппаратура, стол с принадлежностями для рисования, голубая ткань-ручеек, дерево без листьев, бутафорский огонь, ведерко с землей.

Под музыку дети входят в спортивный зал, в котором установлены декорации, изображающие летний лес. Ведущий обращает внимание детей на то как красив этот лес и предлагает детям отправиться в путешествие в этот лес. Дети отправляются в путешествие.

Навстречу им попадается заяц с перебитой лапкой.

Ведущий: Что с тобой случилось, зайка?

Заяц: В нашем лесу появился мальчик хулиган, он ходит по лесу и все портит, у него есть рогатка, он попал в меня камнем

Ведущий: мы поможем тебе, перевяжем лапку, правда ребята?

Ведущий вместе с детьми перевязывают зайцу лапу, он довольный убегает

Ведущий спрашивает у детей, хорошо ли поступил мальчик-хулиган, почему нельзя стрелять в зверей из рогатки. Затем предлагает детям нарисовать предостерегающий знак. Дети подходят к столу с принадлежностями для рисования и вместе с ведущим рисуют знак, запрещающий рогатки и вешают его на стену. Путешествие продолжается.

На пути ребятам попадается ручей, он обмелел, и рыбки оказались на суше.

Ведущий: Что случилось с тобой, ручеек?

Ручеек (звуковоспроизводящая аппаратура): Мальчик-хулиган набросал мусора в мое русло, и я не могу течь, мои рыбки очень страдают.

Ведущий: Ребята, давайте поможем ручейку, освободим его от мусора.

Ребята убирают мусор из ручья в специальный пакет, ручеек расправляется, и рыбки оказываются в «воде». Ведущий и дети обсуждают поведение мальчика-хулигана и снова рисуют знак, запрещающий кидать мусор в лесу. Путешествие продолжается.

На дороге стоит дерево со сломанными веточками и сбитыми листьями, под деревом сидит старичок-боровичок, ему тяжело дышать.

Ведущий: Здравствуйте! А что случилось с этим деревом?

Старичок-боровичок: Мальчик-хулиган поломал его и сбил все листья, дерево больше не может очищать воздух и мне тяжело дышать.

Ведущий: Чем мы можем помочь тебе и дереву?

Старичок-боровичок: Это волшебный лес, и самое большое волшебство это доброта, если вы добрые люди, то сила вашего добра поможет дереву.

Ведущий: Поможем дереву, ребята?

Дети с помощью ведущего приклеивают листья к веткам (на заранее приготовленный двухсторонний скотч). Ведущий рассказывает детям, для чего деревьям листья и почему без деревьев мы не могли бы дышать. Дети рисуют знак, запрещающий ломать деревья. Путешествие продолжается.

Дети видят костер и уходящего от него мальчика-хулигана.

Ведущий: Подожди, мальчик, зачем ты развел костер и почему оставляешь его?

Мальчик-хулиган: А что такого? Я был голодный, поджарил себе сосиски, поел, а теперь отправляюсь дальше гулять по лесу.

Ведущий: Но огонь пойдет дальше и подожжет весь лес. Надо его срочно погасить. Ребята, как можно потушить огонь?

Дети засыпают огонь землей.

Ведущий: Послушай мальчик, так гулять по лесу как это делаешь ты нельзя.

Мальчик-хулиган: Это еще почему?

Ведущий: Дети, давайте расскажем, что случалось с тем что встречалось мальчику на пути.

Дети рассказывают мальчику, что он делал не так и какие последствия имели его поступки.

Мальчик-хулиган: Я не знал, что делаю так плохо, что порчу все вокруг, я думал, что я просто играю, Я попрошу прощения у леса и больше никогда не буду так себя вести.

Дети вместе с мальчиком рисуют знак, запрещающий костры в лесу и вешают его к остальным знакам.

Ведущий: Ребята давайте посмотрим еще раз на знаки, которые мы с вами нарисовали и вспомним все, чему мы сегодня научились.

Дети вспоминают все правила, которым научились в своем путешествии.

Ведущий: Вы должны запомнить их, и всегда следовать им, и рассказывать о них своим друзьям и знакомым, и тогда наша планета еще долго останется зеленой и красивой.

Появляется старичок-боровичок: Ребята, большое спасибо вам, вы сегодня очень помогли нашему лесу и научили мальчика-хулигана, как надо вести себя в лесу. Примите в подарок от леса эти яблоки. Детям раздают яблоки.

3 этап: Организация экологического уголка с живыми обитателями природы.

Оборудование: растения, уже находящиеся в уголке природы, саженцы с корешками, пустые горшка, почва для комнатных растений, лейки, тряпочки для протирания листьев, аквариум, аквариумные принадлежности, рыбки.

3.1. Беседа с детьми на тему «Каков наш уголок природы». Используемые вопросы: Как выглядит наш уголок природы? Как называются растения в нем? Что необходимо, чтобы растения чувствовали себя хорошо? Что еще бы вы хотели добавить туда? Что еще кроме растений относится к живой природе?

3.2. Работа в уголке природы. Рыхление почвы в горшках, полив, протирание листьев, опрыскивание их водой. Затем дети вместе с воспитателем сажают в горшки новые растения.

3.3. Установка аквариума. Отстаивание необходимого количества воды в течение трех дней. Установка в аквариум необходимого оборудования и аксессуаров. Заливание воды. Пуск рыбок, кормление.

3.4. Установление дежурств по уходу за уголком природы.

Итоговая часть

Предполагается, что при проведении вышеизложенных мероприятий дети в доступной для них форме усвоят первоначальные знания об окружающей среде, ее значении для человека. У них выработается бережное отношение к природе, осознание необходимости ее охраны и приумножении природных богатств. Сформируется экологическое мышление и адекватное поведение с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Чтобы проверить эти результаты, проводится конкурс детского рисунка на тему «Мой дом земля».

Проект по экологическому воспитанию «Наш дом — Земля»
Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию «Наш дом — Земля»
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 12:44
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Досуг «Праздник мам!»
«Праздник для мам! » досуг для детей и родителей в подготовительной группе. В этом году праздник в нашей группе прошел замечательно. Дети сначала...
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...