Получи документы

Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа) (1 фото)

Юлия Смирнова
Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

Возраст: 4 – 5 лет

Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)

Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

Авторы проекта: Смирнова Юлия Викторовна, Захарова Ирина Анатольевна

Оглавление

Публикация «Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)» размещена в разделах

1. Целеполагание

2. Разработка проекта

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов

1. Целеполагание

Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Задачи:

Линии развития:

Физическое

Воспитательные

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивающие

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

Социально – личностное

Воспитательные

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Развивающие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Образовательные

Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно - речевое

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

Образовательные

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

Художественно – эстетическое

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивающие

Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

Образовательные

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Центры развития

Центр книги.

Материал, подготовленный педагогом

Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

Материал, подготовленный родителями

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Материал, подготовленный педагогом

Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Материал, подготовленный родителями

Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

Материал, подготовленный родителями

Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Для детей

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

2. Разработка проекта

1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

3. Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами:

Консультации для педагогов:

«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

4. Конкурс работ «Я – любознательный»

5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

Формы работы с детьми:

- Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Кто что считал?»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»

«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

- Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

- Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

- Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

- Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

- Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

4. Презентация проекта

1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

5. Подведение итогов

- Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Мои юные исследователи.Мои юные исследователи. Мои " почемучки", подрастая, задают все больше вопросов. Их интересует все вокруг. Чтобы помочь детям ответить самим на свои вопросы, убедиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)
Опубликовано: 29 августа 2013 в 08:58
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД