Проект «Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет»

Ирина Каменева
Проект «Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет»

Содержание

1. Актуальность

2. Постановка проблемы

3. Цель и задачи

4. Стратегия и механизм реализации проекта

5. Предполагаемые результаты

6. Механизм оценки результатов

7. Дальнейшее развитие проекта

8. Список литературы

9. Приложение

1. Актуальность.

Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.

Важная цель портфолио — увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио прежде всего, необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. Л. Пинский).

Не менее важными являются тематические портфолио, которые позволяют как педагогу, родителям ребенка и прежде всего ему самому увидеть динамику его успехов в определенной сфере, на пример математике.

2. Постановка проблемы.

Основываясь на собственном опыте работы по ФЭМП у детей 5-6 лет, одной из причин, отсутствия у дошкольников интереса к изучению основ математики, является неумение ребенка определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности, что значительно осложняет работу педагога. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию ЭМП. Но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребенка.

В связи с этим, я считаю, что при ФЭМП у дошкольников 5-6 лет, необходима организация для ребенка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности, путем создания портфолио его достижений в математике. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

3. Цель и задачи.

Целью проекта, является организация ситуации успеха для каждого дошкольника (5-6 лет, старшая группа) в процессе изучения математики, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, по средством создания индивидуального портфолио.

Задачи:

1. максимальное раскрытие индивидуальных математических способностей каждого ребенка;

2. развитие познавательных интересов дошкольников и формирование готовности к самостоятельному познанию;

3. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

4. формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).

4. Стратегия и механизм реализации проекта

1. Первый этап – поисковый. Изучение научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2. Второй этап – опытно-экспериментальный. Разработка и апробирование портфолио по математике для дошкольников 5-6 лет.

Мною было разработано портфолио «Моё путешествие в математику», на основе программы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» для детей 5-6 лет (часть 1). На страницах портфолио ребенок знакомится с девочкой Дашей и её другом обезьянкой (персонажи из мультфильма «Путешественница Даша, которые приглашают ребенка отправится в путешествие в загадочную страну Математику. Данные герои будут следовать вместе с ребенком страница за страницей портфолио, преодолевая испытания знаниями и умениями. Для индивидуализации портфолио первые его страницы посвящены личности ребенка: его имя, фамилия, день рождения, отпечаток ладони (через год приложив свою ладонь к отпечатку ребенок, может увидеть насколько она увеличилась, хобби, увлечения, мечты и желания, друзья и родители (словом коллаж, который в общих чертах обрисовывает мир ребенка). Далее ребенок оценивает свои знания и умения перед путешествием. Оценка с помощью смайликов-весёлый (Да, у меня всё получается, спокойный (Пока не всё получается, грустный (Увы, пока не получается). Все последующие страницы заполняются ребенком совместно с родителями или педагогом, по мере изучения нового материала. Ребенок оценивает свои результаты, систематизирует свои достижения.

3. Третий этап –обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Портфолио собирается в течении года. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их успехи в математике.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.

Однако одно из главных условий создания портфолио – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании.

5. Предполагаемые результаты

- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к математике;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в математике.

6. Механизм оценки результатов

Результативность проекта оценивается количеством детей, пожелавших принять участие в сборе собственного портфолио по математике, увеличением интереса детей к изучению математики.

7. Дальнейшее развитие проекта

Логическим продолжением проекта является создание портфолио по математике, на основе программы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» для детей 6-7 лет (часть 2).

8. Список литературы

1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С. 32 – 36.

2. Михеева Е. В. Статья. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики достижений ребенка. http://do.gendocs.ru/docs/index-378944.html

3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Методические рекомендации по курсу: "Раз - ступенька, два - ступенька. " Изд: Ювента, 2008.

4. Портфолио в ДОУ: сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

5. Юдина И. Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.

Прикреплённые файлы:

portfolio_fob57.pptx | 10014,51 Кб | Скачан: 149
 
Публикации по теме:

Педагогический проект по решению проблемы воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 3 2. Описание учреждения 5 3. Постановка проблемы 12 4. Цель и задачи проекта 14 5. Методы.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Проект «Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет»
Опубликовано: 6 января 2014 в 15:49
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....