Занятие в рамках реализации познавательно — исследовательского проекта «Посиделки в русской избе». Средняя группа

наталья ратченко
Занятие в рамках реализации познавательно — исследовательского проекта «Посиделки в русской избе». Средняя группа

Занятие в рамках реализации познавательно — исследовательского проекта «Посиделки в русской избе». Средняя группа

Воспитатель МДОАУ Детский сад села Никольского Белогорского района, Амурской области Ратченко Наталья Георгиевна.

Реализация проекта: 23 МАЯ 2012 год.

Цель проекта:

формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории своей малой Родины.

Исследовать историю происхождения села. Показать, как зарождались старинные традиции на Руси.

Продолжать знакомить с народным творчеством: потешками, пословицами, играми. Показать красоту и величие русского национального костюма.

Развивать мышление, обогатить словарный запас детей названиями предметов старинной домашней утвари, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини – музея «Русская изба».

Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.

Продолжительность проекта (2 недели)

Предполагаемые результаты:

Знают название и историю происхождения села.

Узнают и называют предметы домашней утвари в русской избе.

Умеют определять назначения предметов старины и сравнивать с современным бытом.

Применять свои знания и умения.

Практическая часть проекта:

1. Экскурсии в мини – музей «Русская изба», для ознакомления с предметами домашнего быта (русская печь, посуда, чугунок, самовар, сито (решето) лапти.

2. Беседа, «Какие предметы домашней утвари используются до сих пор и что изменилось?»

3. Знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, играми, хороводами.

4. Разучивание потешек, народных песен, игр.

5. Экскурсия на озеро «Капшуково» на территории села.

6. Экскурсия к памятному камню, установленному в честь первых поселенцев.

7. Оформление музея «Русская изба».

8. Консультационные беседы с родителями.

Теоретическая часть проекта:

1. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2. Сотрудничество с архивными материалами об истории села.

Представление проекта:

Презентация проекта:

Воспитатель в русском сарафане и дети проходят в музей.

Воспитатель: - Здравствуйте гости дорогие. Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.

Дети здороваются, проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить, и узнавать много интересного о нашем селе, в котором мы живём. Кто знает, ребята, как называется наше село?

Дети: - Село Никольское.

Воспитатель:- Правильно. А вам нравиться наше село?

Ответы детей.

Воспитатель: - А вы хотите узнать, как появилось наше село и кто были его первые жители?

Ответы детей.

Воспитатель: - Много, много лет тому назад, приехали на это место, где сейчас расположено наше село его первые жители.

А как вы думаете, на чём они приехали?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно. Тогда ещё не было таких машин как сейчас, и первые жители ехали на лошадях с телегами, на которых они везли с собой свою семью, животных и всё что им было необходимо в дороге. (Воспитатель показывает фотографии)

Они были очарованы красотой этих мест и решили остаться и поселиться здесь навсегда.

Мы ходили с вами на экскурсию на озеро, которое расположено на территории нашего села. Вы видели, как там красиво? А вы запомнили, как называется озеро?

Ответы детей.

Воспитатель: - Капшуково. А названо оно в честь одного из первых жителей села - Капшук Ивана Артёмовича. У продолжателей рода Капшук И. А. сохранились его фотографии его семьи. (Показ фотографии).

Воспитатель: - Спасибо первопоселенцам, которые подарили нам такое красивое место для нашего села. Теперь оно стало для нас нашей малой родиной, где родились с вами мы.

Воспитатель: - (показ фотографии) Ребята, а что мы видим на этой фотографии?

Дети: - это Памятный камень, который установлен в честь первых жителей села.

Воспитатель: - Да этот памятный камень установили жители нашего села, чтобы не забывать, о первых его поселенцах.

Послушайте рассказ, как жилось людям в те далёкие времена.

Тёмными, зимними вечерами, собирались люди в самой красивой и большой избе (показывает фотографию избы, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли шерсть, вышивали, плели лапти и корзины и многое другое.

Такие вечера назывались – посиделками. Вот и мы с вами сейчас, как раньше бывало в нашем селе, устроим такие посиделки.

А я, в роли хозяйки, приглашаю вас к себе в гости на посиделки в избу.

Дети встают и подходят к уголку, где расположен музей русской избы.

Воспитатель: - Для начала мы с вами принарядимся так, как наряжались в те времена парни и девушки.

Воспитатель повязывает девочкам атласные ленты, а мальчики надевают картузы с цветком.

Воспитатель: - Вот мы и готовы.

Наша изба мала, но тепла. Но, чтобы зайти в избу, надо назвать пословицы и поговорки.

Дети:

1-й. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

2-й. Много гостей, много и новостей.

3-й. Дом вести - не бородой трясти.

4-й. Что есть в печи - на стол мечи!

5-й. Не красна изба углами, а красна пирогами.

6-й. Умей в гости звать, умей и угощать.

7-й. Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

8-й. Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка: - Теперь проходите, гости дорогие, занимайте места, да усаживайтесь удобнее.

Красному гостю – красное место.

Дети усаживаются на лавки.

Хозяйка: -

Сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать.

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушить не идет! (Печка)

Хозяйка: - Для чего людям нужна печь?

Ответы детей.

Хозяйка: – Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря печи, люди в старину грелись, лечились, спали на печи, и называлась она - русская печь.

Предлагает прочитать стихотворение.

Мальчик читает стихотворение о русской печке.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи.

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка.

И баранья ножка! –

Хозяйка: - Ребята! В далёкую старину, считалось, что за печкой жил домой. Домовой защищал избу от всего плохого, людей, животных, которые там жили. Он не любил тех, кто ленился. И сам помогал хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, а зовут его домовёнок Кузя. Но вот показывается он только хорошим и добрым людям.

Хозяйка:– А вы добрые ребята?

Ответы детей:

Хозяйка: – Давайте позовем домовенка Кузю.

Дети: Приходи к нам домовой!

Поиграем мы с тобой!

(Не выходит). Хозяйка: – Давайте позвеним в колокольчик.

Из за печки выходит «домовёнок Кузя».

Кузя: - Здравствуйте, ребята! Я домовёнок, а зовут меня Кузя. А пришел я к вам, не один, а с моими друзьями. (Показывает большую плетёную корзину). Отгадайте загадку:

Рано, рано по - утру

Нам кричит ку-ка-ре-ку

Дети: Петушок.

Кузя: правильно! Вот он, какой красивый. (Достаёт игрушку Петушка) Мы с Петей поиграем с вами в игру.

Игра: «Петушок»

Дети становятся в круг. Играет музыка. Дети передают Петушка по кругу. Музыка останавливается, у кого Петушок остаётся, тот выбывает из игры.

Кузя: Спасибо вам, ребятки. Наигрался от души!

Есть у меня в корзинке ещё одна загадка. Вот послушайте:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть?

Может – три, может – шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская (матрёшка)

Кузя достаёт из корзины Матрёшку.

Хозяйка: -

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Весь народ глядит в окошко,

Танцевать пошли матрёшки.

Танец «Матрёшек».

Мальчики играют на ложках.

Спасибо Матрёшки за танец и вам ребятки большое спасибо! Повеселили вы меня. И все мои загадки отгадали.

Хозяйка: - А ты присаживайся Кузя с нами. Посиделки продолжаются.

А вы обратили, ребята, сколько в нашей избе необычных вещей?

Я загадаю вам загадки, а вы найдите ответы.

А загадки мои находятся в этой старинной шкатулке. Давайте откроем её.

(В шкатулке лежат осенние листочки, на которых написаны загадки)

Дети по желанию берут листочки с загадкой, воспитатель читает её содержание и ребёнок находит отгадку в избе.

Загадки:

1. Стоит толстячок,

Подчинивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

2. Посуда не старая,

а вся в дырках….(Сито, решето)

3. Черноват, худоват,

Без копыт, а рогат? (Ухват)

4. Черныш – загорыш!

Куда поехал?

В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)

5. Стоит у печки нога,

А зовётся (Кочерга)

6. Не ботинки и не тапки,

А из лыка плетёные….(Лапти)

Во время отгадывания загадок, может принимать участие и домовёнок Кузя.

Хозяйка:- Молодцы! Справились с загадками из сундучка.

Все эти вещи сохранили и подарили нам жители нашего села, чтобы вы не забывали о том, как люди жили в старину.

Вот и подошли наши посиделки к концу. А теперь, честной народ, становись на хоровод!

Хоровод. Звучит хороводная музыка. Дети водят хоровод вместе с Кузей и хозяйкой. Приглашают и гостей.

Хозяйка: - Всем большое спасибо! Хороший получился у нас хоровод!

Ребята, я думаю, что вы очень понравились и Кузе и нашим гостям. Ты согласен, Кузя?

Кузя: - Конечно. Спасибо вам ребята! Я готов каждый день приглашать вас к себе в гости. А для ребят я приготовил вот эти баранки к чаю.

Дарит связку баранок.

Хозяйка: - А вам ребята понравилось на посиделках? Хотели бы вы опять прийти к нам с Кузей в гости?

Ответы детей.

Хозяйка: - А теперь давайте попрощаемся с Кузей и гостями.

Дети прощаются с Кузей. Кузя провожает гостей.

Кузя: - До свидания, ребята. Приходите ещё ко мне в гости, я буду вам очень рад!

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие в рамках реализации познавательно — исследовательского проекта «Посиделки в русской избе». Средняя группа
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 16:52
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...