Папки-передвижки

Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

Любовь Олеговна Семенова
Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

Составила: воспитатель Семенова Л. О.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикация «Проект „Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка“» размещена в разделах

Цель: Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта :

1. Создание благоприятных условий для формирования личности ребенка, его индивидуального развития.

2. Создание единой системы работы администрации, педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей по данному направлению.

3. Внедрение современных подходов по организации развивающей предметно-пространственной среды

Вид проекта : педагогический

Тип проекта : долгосрочный

Участники проекта : педагоги, родители

Сроки реализации проекта : октябрь 2015г. – август 2016г.

Обоснование актуальности проекта :

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Поэтому в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив решил разработать и реализовать педагогический проект ДОУ на тему «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка в соответствии ФГОС».

Теоретические основы проекта

Одной из успешных условий реализации основной образовательной программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с положениями стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, групп, а также территории для прогулок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна основываться на принципах:

Принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка

Принцип активности

Принцип стабильности-динамичности

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

в эстетической организации среды

Принцип открытости-закрытости

Принцип учета половых и возрастных различий детей

Принцип активности :

- это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды, её изменении, обогащении). Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Функции РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами:

Психологическая, физическая и функциональная безопасность;

Правильная возрастная адресация;

Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);

Функциональная (игровая) привлекательность;

Возможность организации коллективной деятельности;

Дидактическая ценность;

Развивающие возможности;

Эстетическая ценность;

Методическая обеспеченность;

Долговечность.

Реализуемые виды деятельности посредством РППС

Игровая

Коммуникативная Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Трудовая

Ожидаемый результат:

- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного развития двигательной активности ребенка, формирования его личности;

- повышение профессионального уровня педагогов;

-целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Этапы реализации проекта :

I этап – Подготовительный

II этап – Основной (практическая реализация проекта)

III этап – Заключительный (подведение итогов, создание материалов по проекту)

I этап – Подготовительный

Октябрь 2015г. г. – Январь 2016г.

Задачи:

• Изучить научно-методическую литературу и документацию по данной теме

• Создать необходимые условия

• Сформировать творческую группу для планирования и внедрения работы (воспитатели группы, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, родители)

• Изучить мнения родителей по данному направлению

• Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды

• Разработать эскизы оформления помещения

Содержание 1 этапа:

• анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

• изучение санитарно-технических норм и требований;

проведение совещания педагогического коллектива: определение цели и задачи проекта; создание творческой группы

• разработка проекта «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

• изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

• разработка эскизов оформления центров по образовательным областям

• отбор лучших разработок для внедрения

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению данной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, разработаны эскизы оформления центров)

II этап – Основной (практическая реализация проекта)

февраль 2016 г. – май 2016 г.

Задачи:

• Повысить уровень компетентности педагогов

• Повысить компетентность родителей в данном вопросе

• Обеспечить преемственность в деятельности музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников.

• Разработать индивидуальные групповые проекты организации развивающего пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта

Содержание 2 этапа:

обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме: «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС»

• педагогический совет «Подбор и размещение в групповых помещениях материалов и оборудования с учетом ФГОС»

консультации на темы: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы», «Развитие двигательной активности дошкольников» и др.

анкетирование педагогов: изучение их отношения к данной проблеме, наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

• организация консультативно - просветительской работы с родителями

• внедрение новых подходов к организации предметно - развивающей среды

• модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства

• оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности

• разработка проектов по организации предметно-развивающей среды

Ожидаемый результат:

Создание пространства, удовлетворяющего активным двигательным потребностям развития каждого ребенка;

Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов;

Повышение компетентности родителей в данном направлении;

Улучшение предметно-пространственной среды детского сада.

III этап – Заключительный

июнь 2016г. -август 2016г.

Задачи:

• Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью.

• Скорректировать проектную деятельность по результатам исследования.

• Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции.

Содержание 3 этапа:

• завершение создания предметно-развивающей среды в группах, отвечающей современным требованиям

• подведение итогов – определение задач для новых проектов

• защита проектов по организации предметно-развивающей среды

• оформление материалов по дизайн-проекту

• изготовление фотоколлажа «Было - стало» по предметно-развивающей среде в группе

• итоговая презентация проекта

Ожидаемый результат:

Данный этап является заключительным, он подводит итоги деятельности на всех предыдущих этапах.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Следующим этапом было проведение совещания педагогического коллектива, где определили цели и задачи проекта, создали творческую группу.

Затем творческая группа педагогов разработала проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка».

В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, художников, мастеровых. Ими были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.

Затем разработали эскизы оформления игровых уголков: уголок физического развития, речевой уголок с элементами зоны уединения. Остальные эскизы в стадии доработки.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ стала :

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Создание предметно – развивающей среды по образовательным областям :

Направление развития Оснащение

Физическое развитие.

Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.

Уголок Айболита

Познавательно – речевое развитие Учебная зона

Уголки экспериментирования

Уголки книги

Зоны конструирования

Уголки природы

Мини - музеи

Зона настольно –печатных игр

Художественно – эстетическое развитие Уголки ИЗО

Музыкальные уголки

Уголок для ролевых игр

Уголки ручного труда

Социально- личностное развитие Уголки природы

Уголки безопасности

Уголки мальчиков и девочек

Уголок дл ролевых игр

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельностиРазвивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельности «Развивающая Предметно-Пространственная Среда- это средство развития инициативы и самостоятельности». Создавая развивающую предметно-пространственную.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма,.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь.

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника ВидеоПредметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.

Предметно-развивающая среда. Уголок сенсорного развития.Предметно-развивающая среда. Уголок сенсорного развития. Здравствуйте, дорогие маамовцы! Хочу представить вам свой уголок сенсорного развития. Надеюсь, что мой скромный труд кому-нибудь пригодится.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок двигательной активностиРазвивающая предметно-пространственная среда. Уголок двигательной активности В жизни главное - здоровье И к нему с большой любовью Мы относимся всегда. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает.

Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речиПредметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на.

Тезисный доклад к презентации «Предметно-пространственная развивающая среда группы как ведущий фактор развития ребёнка». Выступление на районном методическом объединении «Внедрение инновационных технологий в ДОУ» октябрь, 2015 год. Уважаемые коллеги! слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 23:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД