МААМ-картинки

Проект-презентация «Из истории народного костюма» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Масленникова
Проект-презентация «Из истории народного костюма» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Публикация «Проект-презентация „Из истории народного костюма“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Цель: приобщение детей старшего возраста (5-7 лет) к национальной культуре, ее традициям и особенностям посредством познавательно-исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

1. Привлечь внимание детей и родителей к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству.

2. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

3. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

4. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство, уважение к традициям и обычаям своего народа.

5. Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию коллективного проекта, а именно к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма

Предполагаемые результаты:

- расширены представления детей о русском народном костюме;

- сформирован интерес к русской народной культуре;

- у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.

Содержание НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся по страницам истории русской народной одежды.

1 слайд

Русский народный костюм - хранитель истории. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

2 слайд

А встречает нас девица - красавица!

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша!

- А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

3 слайд

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)

- Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки. Они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.

4 слайд

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.

- Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)

5 слайд

А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

6 слайд

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

7 слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носили все и мужчины, и женщины, и дети.

8 слайд

Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

9 слайд

- Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу!

О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

- Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

10 слайд

По одежке встречают!

По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

11 слайд

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.

По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное, вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.

- Как вы думаете, что значит чинили?

12 слайд

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось

- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).

Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

13 слайд

На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.

В полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход: то назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.

Физминутка: - Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)

14 слайд

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

-Из лыка свито

Дырявое корыто (лапти)

-Дуйся не дуйся, а

Через голову суйся (рубаха)

- По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

по обеим пошёл (порты)

- Надену - ободом сведет,

Сниму - змеёю упадет. (пояс)

15 слайд и 16 слайд

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

Рисование на листах бумаги с заготовкой (сарафана и рубахи)

А сейчас мы с вами создадим и украсим каждый свою мальчики -нарядную рубаху, а девочки красивый сарафан!

17 слайд

-Какой необычно красивой, согретой любовью и добротой была русская народная одежда. Но вернуть ее в нашу жизнь, наверное, не получиться. Как же наши женщины будут ездить в машинах, автобусах - им будет очень неудобно…

В современных магазинах много удобной одежды, поэтому одевайте, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки. И что без прошлого, нет настоящего

18 слайд

-До новых встреч!

Публикации по теме:

Презентация игры для детей старшего дошкольного возраста «Разминка для ума» Как-то раз я наткнулась на пособие, предназначенное для школьников. В нем меня заинтересовали «Разминки» - это вопросы, задаваемые педагогом.

Проект «История русского народного костюма» .

Конспект НОД в подготовительной группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории русской матрешки»Конспект НОД в подготовительной группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории русской матрешки» Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества» Наблюдение за снегопадом. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь - вода в руке? (снежинки).

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина — Россия!» Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «История боевых наград» Нам свои боевые не сносить ордена. Вам всё это, живые, нам - отрада одна, Что не даром боролись мы за родину - мать. Твардовский. Чтобы.

Презентация-викторина «День матери» для детей старшего дошкольного возраста. Новый праздник — День Матери — постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется.

Проект «Истории старого сундука» для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм оздоровления «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Пояснительная записка С глубокой древности люди поняли.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект-презентация «Из истории народного костюма» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июля 2017 в 22:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД