Получи документы

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Овечкина Елена Павловна
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Приобщение детей к истокам русской культуры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Белореченска детский сад № 7 «Ивушка»

ПРОЕКТ

Тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Музыкальный руководитель: Овечкина Е. П.

2019 -2020 учебный год

«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,

САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,

ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО

НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…

В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО

Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».

М. И. КАЛИНИН.

Актуальность:

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников, их традициях, обычаях и верованиях. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Цель:

-Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.

- Воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности.

- Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

• Повышение профессиональной компетентности в процессе изучения методической литературы по теме самообразования;

• Знакомство детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширение знаний детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Приобретение опыта в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыта совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.

• Развитие умения разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.

• Воспитание патриотического чувства, гордость за великую державу.

• Формирование творческих проявлений при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

• Содействие возрождению народных традиций и праздников.

Принципы самообразования:

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип сочетания научности и доступности;

• Принцип интеграции;

• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

Тип проекта :

По числу детей – групповой;

По доминирующему методу - игровой, творческий, социально –значимый.

По предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

По продолжительности – долгосрочныйсрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Взаимодействие с семьей

1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Консультация для родителей на тему «История русского костюма».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Педагогическая гостиная «Быт русского народа» (вязание крючком половичков для дикораций.

5. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

Сроки реализации проекта :

1 год. С 1.09.19. по 31.05.20.

Перспективный план

Дата Организационная деятельность Задачи Участники

сентябрь Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры». Муз. Руководитель, воспитатели

сентябрь Подготовить и показать презентацию для детей «Народный праздник Капустница» Знакомство детей с традициями праздника Муз. руководитель, воспитатель, дети.

сентябрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми»(«Гори, гори ясно» .«Селезень и утка») Муз. руководитель, дети

сентябрь Развлечение «Капустница» Муз. руководитель, воспитатель, дети.

октябрь Работа по подготовке драматизации сказки «Репка» Развитие умения разыгрывать театральные представления. Муз. руководитель, дети

октябрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» (В углы», «Чепуха») Воспитание интереса к народным играм. Муз. руководитель, дети

октябрь Просмотр презентации «Быт русского народа» Знакомство с бытом русского народа. Муз. руководитель, дети

октябрь Развлечение «Батюшка Покров» Муз. руководитель, воспитатель, дети.

ноябрь Драматизация музыкальной сказки «Репка» Развитие творческих способностей. Муз. руководитель, воспитатели, родители

ноябрь Провести экскурсию в музей «История казачьего костюма»

Приобщение к истории казачества. Муз. руководитель, воспитатели, дети.

ноябрь Подготовить и показать презентацию «Народный праздник «Кузминки»» Знакомство с традициями прздника Муз. руководитель, дети.

ноябрь Развлечение «Кузминки» Муз. руководитель, дети

декабрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Заинька серенький», «Золотые ворота») Обогащение игрового опыта у детей. Муз. руководитель, дети, воспитатели.

декабрь Образовательная деятельность «Знакомство с колядками» Муз. руководитель, дети

декабрь Подготовить и показать презентацию «Рождественские святки» Знакомство с историей святок. Муз. руководитель, дети

декабрь Картотека р. н. песенок, попевок, закличек, колядок. Муз. руководитель.

январь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Царевич –королевич», «Скакалка») Развитие желание играть в народные игры. Муз. руководитель, дети, воспитатель

январь Развлечение «Святки» Муз. руководитель, дети

январь Подготовить и показать презентация «Масленица» Знакомство с историей праздника. Муз. руководитель, дети

февраль Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («В Яшку», «Как у дяди Трифона») Муз. руководитель, дети

февраль Беседа «Зимние рассказы о праздничных масленичных обрядах» Развитие словарного запаса. Муз. руководитель, дети

февраль Подготовить и показать презентацию «Богатыри Руси» Знакомство с понятием «богатыри» Муз. руководитель, дети

февраль Праздник «Сударыня Масленица» Муз. руководитель, дети, воспитатели.

март Беседа «Рассказы о кикиморах» Муз. руководитель, дети

март Подготовить и показать презентацию «Весеннее равноденствие» (обычаи и поверья) Знакомство с обычаями русского народа. Муз. руководитель, дети

март Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Баба Яга», «Тяни холсты») Муз. руководитель, дети

март Развлечение «День Герасима – Грачевника» Муз. руководитель, дети

апрель Беседа «Праздник Благовещение» (обряд освобождения птиц) Муз. руководитель, дети

апрель Подготовить и показать презентацию «Вербное воскресенье» Знакомство с православной церковью, её традициями. Муз. руководитель, дети

апрель Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Чепуха», «Еркалище») Муз. руководитель, дети

апрель Праздник «Пасхальная сказка» Муз. руководитель, дети

май Картотека народных игр. Муз. руководитель.

май Подготовить и показать презентацию «Троица: обряды, поверья, волшебные сказки»

Муз. руководитель, дети

май Развлечение «Троица» Муз. руководитель, дети

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 17:56
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД