Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

наталия иванова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Участники проекта:

дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Основной вопрос проекта:

«Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.

Задачи:

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

6. Сформировать чувство национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Ожидаемые результаты

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Сформировано чувство национального достоинства.

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

4. Широко используются все виды фольклора.

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.

4. Знакомство с народным искусством русского народа.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Этапы реализации проекта

I

Подготовительный

Мероприятия

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;

Ожидаемые результаты : Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме;

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Ожидаемые результаты :Создана предметно – развивающая среда;

4. Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей

5. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

6. Составление комплексно –тематического плана кружка «Ознакомление с русской культурой»;

Сроки: Сентябрь 2009

Ожидаемые результаты : Составлен комплексно-тематический план, подобран диагностический материал;

7. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

8. Изготовление папок:

«Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе»,

«Малый фольклор»,«Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор» ,«Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома»

9. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре;

Сроки: Сентябрь 2009 – Апрель 2012

Ожидаемые результаты : Определены направления работы.

II Практический

Мероприятия

Работа с педагогами

1. Консультации для педагогов

«Детский поэтический фольклор», «Фольклор его значение в воспитание детей»,«Особенности патриотического воспитания дошкольника»,«О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»,

«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».

Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини-музея в группе

Сроки: Ноябрь 2009

Ожидаемые результаты : Творческая направленность педагогов;

2. Методика – обучающие занятия:

-«В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

-«У матрешки – День рождения»

(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

Сроки Март 2010

-«Встреча весны и пасхи» Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Сроки Апрель 2011

-«Праздник русской березки»

Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты : Самостоятельное применение полученных знаний;

3. Выступление для педагогов 9 микрорайона «Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4. Публикация в региональном журнале «Педагогический курьер»-

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Сроки Июнь 2011

Ожидаемые результаты Знание технологии, методики обучения детей в данном направлении;

Работа с детьми

1. Проведение комплексно-тематических занятий:

«Пчелка – золотое брюшка»; Сроки Май 2009

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»; «День рождение у Матрешки» Сроки Апрель-март 2010

«Посуда вчера и сегодня»; «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»; «Какую одежду носили на Руси» Сроки Январь-февраль 2011

Работа кружка «Ознакомление детей с русской культурой» Сроки Сентябрь2009-Апрель2012

2. Театральная неделя: «В гостях у сказки»:

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки

-«Петушок и бобовое зернышко» Сроки Март2010

-«Как Иван Царевич невесту искал» Сроки Март2011

-Постановка мюзикла «Гуси лебеди» Сроки Март2012

Ожидаемые результаты Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме.

Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.

3. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; Жестовские подносы»;«Городец»

Сроки Ноябрь2011-Апрель2012

4. Реализация проекта:«Праздник Пасха»

-.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций)

-«Писанки»- занятие по ИЗО деятельности

(Знакомство с понятием «Писанка», рассматривание альбома «Писанки», обсуждение и выбор орнамента.)

Практическая работа. Анализ детских работ. (Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).

-Открытое комплексное занятие «Встреча весны и Пасхи». (Стихи, прибаутки, народные песни и хороводы,театрализованное представление. +Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо»)

Сроки Апрель 2011

5. Ежегодное проведение русских народных праздников: «Осенины», «Никольщина», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха»,«Иван – купало», «Праздник Русской березки».

Сроки Ежегодно

Ожидаемые результаты : Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

Работа с родителями

1. Составить план педагогического сопровождения

по приобщению детей к истокам русской народной культурой;

2. Провести консультацию для родителей по вопросам:

«История народной игрушки», «Народные промыслы», «Классификация традиционных (народных) игр»,

«Что такое народная игра»

Ожидаемые результаты : Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

3. Провести Дни открытых дверей:

-«Всех пап и мам приглашаем в гости к нам»

-«Приходите в гости к нам, будем очень рады вам!»

Семейный праздник «Никольщина»

4. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.

5. Составить генеалогические древа, герб семьи.

6. Организовать наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.

Сроки Ежегодно

Ожидаемые результаты :

-Проведены Дни открытых дверей

-Разработаны детско-родительские проекты

-Составлены генеалогические древа семей

-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»

-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям;

III

Обобщающий

Мероприятия

Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); Сроки Ежегодно

-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты

Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

-Обобщение опыта работы по теме. Сроки Апрель2012

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.

5. Расширились знания о традициях русского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Презентация проведения Масленицы в нашем ДОУПрезентация проведения Масленицы в нашем ДОУ в МБДОУ ДС №28 Темижбекского сельского поселения. Музыкальный руководитель Мордик Л. А… В нашем ДОУ проведение Масленицы стало традицией.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 5 октября 2013 в 23:32
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...