Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой» (1 фото)

Людмила Вишнякова
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой»

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой».

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой»

Вишнякова Л. В. воспитатель

Публикация «Проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой“» размещена в разделах

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский, Н. А. Рыжова) придавали огромное значение образовательной и развивающей функциям музеев.

Образовательная функция предполагает развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы. Развивающая - развитие интеллектуальных чувств, памяти, обогащение словарного запаса.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенной.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, мы обратили внимание на то, что работа с детьми предполагает

и пробуждает творческую активность у дошкольников. Углубленно работая по формированию у детей 4-5 лет познавательного интереса к истории русской народной культуры посредством знакомства с народной куклой, мы решили использовать технологию музейной педагогики.

Цель: приобщить детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой».

Задачи:

1. Ознакомление детей с историей возникновения народной куклы.

2. Развитие художественных и творческих способностей, выработка внимательности и организованности.

3. формирование познавательного интереса к истории народной культуры.

4. Воспитание интереса к русской народной кукле и бережного отношения к результату своего труда.

Этапы работы

1. Проведение мониторинга.

2. Создание в группе мини-музея «Кукла - народная игрушка».

4. Организация детской деятельности в мини-музее.

5. Определение эффективности

I. Для определения уровня знаний у детей о народной кукле был проведен мониторинг в форме беседы: с использованием иллюстрации народных кукол, задавали детям вопросы: Каких кукол вы знаете?

Мониторинг показал, что у детей в большинстве случаев низкий уровень знаний о музейной педагогике. Дети затруднялись в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Исходя из мониторинга, мы сделали вывод, что необходимо пополнять знания о музеях.

Мы разделили детей по уровням знаний и в результате получились следующие показатели:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень –15%

Низкий уровень – 85%

Было поведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено, что современный ребенок ориентирован на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого, многие родители имеют недостаточно знаний о истории возникновения и видоизменения русской народной куклы. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

С этой целью в нашей группе решили создать мини-музей «Кукла - народная игрушка»

II. При создании мини-музея нами были учтены следующие требования:

Доступность месторасположения

Эстетичность оформления

Разнообразие экспонатов

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Безопасность экспонатов, представленных в мини-музее для жизни и здоровья детей

Приступая к созданию развивающей среды мини-музея, мы изучили историю народных кукол, приобрели методическую и познавательную литературу, а также иллюстрации с изображением кукол и схемами изготовления, продумали дизайн оформления.

С помощью родителей собрали коллекцию кукол: Берегиня, куклы – неразлучники, «куватки», «зернушка», вепсская кукла, «пеленашка», кубышка травница и др.

III. Организация детской деятельности.

Организуя работу с детьми в мини-музее «Кукла - народная игрушка», мы используем различные формы взаимодействия с детьми: совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность.

Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей

- беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой;

- чтение книг о куклах;

- коллекционирование кукол;

- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;

- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);

- игровые ситуации;

- дидактические игры: («Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана»).

- рассматривание журналов и коллекции кукол;

- игры с куклами;

- игры с речевым сопровождением.

Организованная работа в мини-музее способствует у детей расширению знаний об истории возникновения народной куклы, их разнообразии и назначении. Дети учатся изготавливать игрушки своими руками из ткани. Создавая свои маленькие собственные произведения, они выражают своё отношение к культурному наследию нашего народа. В процессе изготовления кукол у детей развивается моторика рук. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.

Взаимодействие с семьей по решению данной проблемы мы направили в первую очередь на развитие интереса к музеям, к истории создания и развития народной куклы и в то же время на повышение педагогической компетенции. Этому способствовало: проведение заочной консультации «Народная кукла».

семейного праздника «Кукольная мастерская», оформление наглядности, обобщение опыта семейного воспитания.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Следует отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, детей и родителей, вносит радость в повседневную жизнь.

В заключении был проведен мониторинг с целью выявления эффективности проделанной работы.

Отмечены следующие результаты:

Высокий уровень –48%

Средний уровень –44%

Низкий уровень –8%

Данные диаграммы свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Вывод: целенаправленная работа в мини-музее способствует эффективному усвоению знаний у детей о народной кукле, развитию художественных и творческих способностей, формированию познавательного интереса к истории народной культуры и бережное отношение интереса к результату своего труда.

В дальнейшем, планируем пополнение музея новыми экспонатами и методическими пособиями.

Публикации по теме:

Приобщение детей к музейной культуреПриобщение детей к музейной культуре "Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре" Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре не могут.

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 13:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД