Папки-передвижки

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»

Светлана Горбач
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»

Целевая группа

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, родителей, педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель).

Продолжительность проекта : октябрь 2019- май 2020

Проблема

Я, как педагог, стала замечать, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свободное время уделяют компьютерным играм, Интернету, телефонам, планшетам, а также предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным.

Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры“» размещена в разделах

Между тем, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными обычаями и традициями, тем благотворнее будет происходить развитие детей. Таким образом, возникает проблема проекта : Как наиболее результативно начать приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и возродить духовно-нравственные ценности?

Содержание

Так как ведущей деятельностью детей младшего дошкольника является игра, я считаю целесообразным знакомство с русской народной культурой через народные игры и забавы. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что игра неразрывно связана с традициями, обычаями и культурой народа (Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Г. С. Тарасов, и др). Через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир нашей народной культуры. К тому же народные игры отличаются некоторыми особенностями (спонтанность, сюжетность, отсутствие дидактических задач, многообразие считалок, потешек, юмора, которые увлекают ребенка 3-4 лет.

Проект "Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры" направлен на зарождение у детей младшего дошкольного возраста интереса к русским народным традициям и обычаям. Играя в русские народные игры (в основном сюжетные, дети ненавязчиво прикасаются к народной культуре, узнают о национальном костюме, музыкальных инструментах, праздниках, народных игрушках.

ЦЕЛЬ: формирование начальных представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры.

Задачи:

- познакомить детей с русскими народными играми (историей возникновения, каждой игры, атрибутами для различных игр, правилами игры и т. п.)

- развивать физические качества (быстроту, умение согласовывать движения, ловкость, выносливость); упражнять в беге, ходьбе, прыжках; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, логическое мышление; развивать речь детей, обогащать словарный через различные сюжетные игры.

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.

Проект реализуется через организацию совместной деятельности, организацию образовательной деятельности, взаимодействие с родителями и музыкальным руководителем, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Обеспечение проектной деятельности :

русско-народные костюмы, атрибуты для игр, маски, костюмы персонажей для сюжетных игр, раздаточный материал, иллюстрации, дидактические игры, мультимедийная презентация, аудио и видео обеспечение.

Этапы:

1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

-подобраны книги, слайды, наглядный материал по народному творчеству.

-приобретены настольно-печатные игры по народному творчеству.

-подбор предметов народной культуры (совместно с родителями)

2. Предварительная работа:

- чтение русских народных потешек, сказок («Снегурочка», «По щучьему велению»).

- просмотр мультфильма «Царевна –лягушка»

- дидактические игры : «Лото», «Разрезанные картинки», «Подбери узор»

3. Подбор и использование подвижных сюжетных народных игр согласно возрасту: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек».

4. Вовлечение родителей в создание атрибутов и масок для игр.

5. Фольклорный досуг («Масленица»)

6. Итоговое занятие с использованием презентации.

Реализация проекта

Октябрь

В ходе реализации проекта мы провели опрос родителей с целью выявления знаний о русской народной культуре и способах приобщения к ней своих детей. Большинство родителей имели недостаточные знания о прошлом своей страны. Приобщение детей к национальным традициям во многих семьях ограничивается чтением русских народных сказок. Небольшой процент родителей иногда выезжают на организованные народные праздники.

На следующем этапе мы читали детям русские народные потешки и сказки («Снегурочка», «По щучьему велению», посмотрели мультфильм «Царевна – лягушка». Провели ряд бесед с иллюстрациями на тему «Русские народные предметы», «Русские народные игрушки», «Русские народные музыкальные инструменты», «Русский народный костюм». Цель: развитие интереса к русскому народному быту и фольклору.

Ноябрь-май

Далее, чтобы закрепить полученные в ходе бесед знания, мы играли в ряд дидактических игр. Некоторые из них изготовляли самостоятельно и с помощью родителей: «Подбери узор», «Что лишнее», «Подбери костюм», «Разрезанные картинки».

Далее мы подобрали подвижные народные игры, которые будут увлекательными для детей второй младшей группы: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек». Перед каждой игрой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов и костюмов, если необходимо, заучиваются, считалки, заклички. Таким образом, знакомясь и проживая роль в русской народной игре, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре.

Родители активно участвуют в проекте, помогая изготавливать атрибуты для игр.

Проект еще реализуется.

В феврале планируется фольклорный досуг «Масленица», целью которого является расширение знаний о быте, обычаях и традициях русского народа.

В мае пройдет итоговое занятие «Русская народная культура» с использованием презентации, которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.

Результаты:

На данном этапе:

- Совместные сюжетные народные игры доставляют радость детям, развивают речь, память, расширяют словарный запас, развивают физические качества;

- Дети узнали о русской национальной одежде, о музыкальных инструментах, некоторых особенностях быта на Руси.

- В реализации проекта активное участие приняли семьи воспитанников.

Планируемые результаты:

- Дети смогут использовать накопленный опыт совместных игр в самостоятельной деятельности.

- Дети смогут рассказать о русских народных костюмах, некоторых обычаях и традициях русского народа.

Начальными результатами своей деятельности я довольна. Дети с удовольствием играют в народные игры, особенно им нравится наряжаться в костюмы, перевоплощаться в разных героев.

Возникли проблемы с привлечением родителей. Большинство предпочитали купить атрибуты для игр вместо того, чтобы изготовить своими руками вместе с ребенком. По этому поводу была проведена консультация «Значение совместной деятельности родителей и ребенка», которая вызвала положительную реакцию. На данном этапе родители проявляют творческую инициативу и помогают в изготовлении атрибутов для игр, в создании народного уголка.

Дальнейшее развитие проекта

Благодаря данному проекту, дети будут подготовлены к дальнейшему постижению русской народной культуры.

Перейдя в среднюю группу, планируется расширять знания детей в данной области.

Постепенно и поэтапно, используя различные формы и средства, мы будем подробнее знакомить детей с народной игрушкой, народными праздниками, народным фольклором, народными промыслами.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»
Опубликовано: 3 октября 2020 в 19:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД