Проект «Приобщения старших дошкольников к национальной культуре Родного края»

Оксана Кубовская
Проект «Приобщения старших дошкольников к национальной культуре Родного края»

Тип проекта: макропроект

По целевой установки: познавательный, исследовательский, творческий

Длительность: долгосрочный

Проект построен на следующих положениях:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Участники проекта

Дети, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, работники библиотеки, музея, Дома культуры

Цель проекта

Развивать начала нравственно-патриотического воспитания через приобщения к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Воспитывать интерес к национальной культуре родного края, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи:

•расширять и углублять знания детей о родном крае, его истории, культуре, достопримечательностях;

•учить «видеть культуру» своего народа вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц);

•расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны)

•развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый край;

•воспитывать любовь к Родине, родному краю посредством изучения народных обычаев, народно-прикладного искусства, и художественной литературы;

•вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края.

Содержание:

•ознакомление с краеведческим материалом;

•ознакомление с устным народным творчеством;

•ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

Народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы).

Народные игрушки.

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные игры.

Формы представления результатов

Тематические праздники, выставки, участие в концертах, творческие недели, выступления на педагогических советах и родительских собраниях.

Дидактические и организационные материалы (тесты, кроссворды, памятки)

Анкеты для родителей «Знаешь ли ты свой край?», «Приобщение детей к истокам русской культуры», диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о национальной культуре.

Планируемый результат.

1. Расширение представлений детей о национальных обычаях, традициях, праздниках и творчестве народов России.

2. Обогащение представлений детей о доброте и зле.

3. Углубление жизненного опыта.

3. Знание правил народных игр, умение в них играть.

4. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Схема реализации проекта

Игровая деятельность

•Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

•Социально – нравственное воспитание

•Изучение традиций народов Забайкалья.

Речевое развитие

•Знакомство с фольклором народов Забайкалья (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

• Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

•Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией народов Забайкалья. Чтение сказок разных народов.

•Изобразительная деятельность

•Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

•Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

•Изучение народных песен.

•Песен патриотического содержания.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный

1. Совместное планирование деятельности.

2. Подбор методической литературы.

3. Составление планов работы.

Практический

1. Обеспечение условий для реализации проекта.

2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

3. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.

4. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей).

5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»

6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.

7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)

8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

9. Организация работы по следующим направлениям:

- Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

- Тренинговые занятия

- «Справочное бюро» (консультирование)

- Открытые просмотры

- Творческо-оформительская деятельность и др.

-Осуществление контроля над реализацией проекта.

Заключительный (аналитический)

-Обработка результатов по реализации проекта

-Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.

Ожидаемый результат.

-накопление опыта жизни в родном крае, усвоение норм поведения и взаимоотношения между людьми;

-формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за культурное наследие родного края;

-применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины;

-данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Формы работы

Познавательно-исследовательская деятельность

-Серия организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников 5-7 лет по приобщению к национальной культуре «О тебе и твоём народе»

«Гуляй, да присматривай» - сезонные народные приметы о зиме, весне, лете, осени;

«Русская горница» быт, одежда, утварь ;

Народные праздники, обряды, традиции: «Святки», «Рождество», «Новый год», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Красна горка», «Покров».

«Дело мастера боится» - народные промыслы;

•Матрёшка - народная игрушка, как символ России;

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»- беседа о народах Сибири, о взаимовыручке и поддержке;

Национальная культура коренных народов Прибайкалья и Приангарья;

«Вот какие мы» - образ жизни, обычаи, традиции Тофаларии;

«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях;

«Нет милее дружка, чем родная матушка»- беседа о маме;

Коммуникативная деятельность

•Знакомство с фольклором народов России (потешки, заклички, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве);

«Сказка для Кузи» - самостоятельное рассказывание детьми сказок;

•Заучивание закличек: о солнце, дожде, о явлениях природы, о весне, о растениях, животных, насекомых.

«Небылица в лицах, небывальщина» - придумывание детьми небылиц.

•Прощание с «избой» - рассказывание докучных сказок; словесные народные игры: «Бирюльки», «Садовник», «Путаница».

•Разучивание потешек: Зайчишка – трусишка» и т. д.

Продуктивная деятельность

• Городецкая роспись-«русская прялка» ;

«Крестьянская игрушка» - игрушка – самоделка;

«Народная вышивка» - вышивание тамбурным швом;

«Русская изба»;

«Золотая хохлома»

«Гжель прекрасна»;

«Юрта»

«Русская матрёшка»;

«Поделка в подарок маме»;

Игровая деятельность

Народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы): «Горшки», «Гори, гори ясно», «Верба –вербочка», «Ерыкалище», «Прялица», «Урожайная», «Капуста», «Солнышко идождик», «Хороводная – огородная», «Во поле берёза стояла», «Ручеёк», «Ворота», «Карусель» и т. д.

• Игры – состязания: «Богатырская силушка», «Гостеприимная хозяюшка»;

• Дидактические игры: «Вершки да корешки», «Что как называется?», «С какого дерева детки?»,»Кому что нужно для работы?»;

• Сюжетно – ролевые игры: «К нам на праздник гости пришли», «Фотоохота в лесах Тофаларии», «Наши колядки», «Собираем урожай», «Овощной магазин», «Ателье народных костюмов», «Путешествие по Сибири», «Эскурсия в музей», «Национальный театр», «Мы архитекторы»,»Салон красоты-«Русская красавица».

Музыкально–художественная деятельность

Пение: частушек на пасхальной неделе, песенок – попевок «Восенушка – осень»; «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Проказы старухи зимы»

• Фольклорный праздник «Зимние забавы»;

• Праздник «Богатырская силушка».

Народные праздники: «Посиделки», «Коляда», «Масленица», «Красна горка», «Русская берёзка»;

«Разгуляй» - национальный праздник русской песни и частушки;

Чтение художественной литературы

Сказки: «Морозко», «Семилетка», Н. Павлова «Под кустом», «Каша из топора», «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Проказы старухи зимы», «Семь Симеонов», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Снегурочка»,

Загадывание загадок о сезонных явлениях природы, о предметах обихода, о труде, хлебе.

Стихи о Родине.

Поэзия и проза народов Сибири.

Сказки Прибайкалья.

Публикации по теме:

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект «Приобщения старших дошкольников к национальной культуре Родного края»
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:51
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...