Лучший педагог года

Проект «Наши имена»

Наталья Маршилова
Проект «Наши имена»

Проект

«Наши имена».

Если только ты умен, не давай ребятам

Столь затейливых имен, как Паром и Атом.

Удружить хотела мать дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала сокращенно Дита,

На родителей была девушка сердита.

Для другой искал отец имя похитрее,

И назвал он, наконец, дочь свою Идея.

Звали мама и сестра девочку Идейкой,

А ребята со двора стали звать Индейкой.

А один оригинал, начинен газетой

Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим

Публикация «Проект „Наши имена“» размещена в разделах

Век придется вековать злополучным детям.

Маршак Самуил Яковлевич

Автор проекта : Маршилова Наталья Вячеславовна МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко», г. Петрозаводск.

Актуальность, новизна проекта

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Информация, знания о своем имени и других именах полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе. Благодаря этим знаниям у детей расширится кругозор, разовьется любознательность, познавательный интерес, сформируются личностные качества.

Вовлечение родителей в реализацию проекта позволит повысить родительскую активность в жизнедеятельности группы.

Тип проекта : семейный, краткосрочный, информационно-творческий.

Сроки реализации проекта : 2 недели.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Цель проекта - создать условия для реализации потребности дошкольника в самопознании, формировать чувство самоценности, способствовать гармонизации образа «Я».

Задачи:

1. Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности

3. Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4. Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

5. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта дети приобретут следующие умения и качества:

1. Личностные:

- развитие интереса к самопознанию;

- развитие интереса к исследовательской деятельности;

- повышение уровня коммуникативной компетентности;

2. Предметные:

- обогащение представлений детей о собственном имени, о его значении и происхождении;

- получение представлений об «истории» имен;

- развитие всех компонентов устной речи;

- развитие изобразительных умений и навыков.

Планирование и организация деятельности.

1 этап: подготовительный

Проблема: Низкий уровень сформированности знаний у детей о своем имени; отсутствие желания узнать о своем имени больше.

Работа воспитателя:

1. Изучение литературы, ресурсов интернета.

2. Сбор информации о происхождении имен.

3. Подборка игр, бесед, стихотворений, конспектов занятий.

4. Составление календарного плана.

2 этап: работа по определённым ранее направлениям

Образовательные области Содержание

Познавательное развитие Беседы:

1я неделя – «Наши имена», «Как меняется мое имя»

2я неделя - «Мое имя на глобусе», «Мой знаменитый тезка», - беседа о знаменитых тезках: кто они? Какие добрые дела, великие открытия и т. д. они совершали? Хотели бы вы быть похожи на них и чем? Что значит гордиться своим именем?

Н. О. Д. – «Наши имена»

Речевое развитие Пословицы и поговорки про имя

Социально-коммуникативное развитие «Прозвище-это хорошо или плохо?»

«Люди с одинаковыми именами – одинаковы

«Знакомство», «Как можно обращаться к сверстникам и взрослым людям»

Физическое развитие Пальчиковые игры:

«Встреча после лета" В нашей группе все друзья (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«Наша группа» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружи. Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Подвижные игры:

«Иван-косарь», «Сиди, сиди-Яша», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек) с мячом.

Художественно-эстетическое -лепка «моя первая буква в имени»

-укрась тарелочку (выложить имя на тарелочке в любой технике)

3 этап: заключительный

1. Выставка творческих работ «Наши имена»

2. Создание папки «Мой знаменитый тезка», «Значение моего имени».

Результат:

1. У детей развивается познавательный интерес к изучению своего имени

2. Развиваются навыки исследовательской деятельности

3. Устанавливаются взаимосвязи с родителями по созданию совместного проекта, что способствует качеству реализации образовательного процесса.

Заключение.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем. У детей возникло чувство гордости за свое имя. У них улучшились отношения между старшими и младшими членами семьи. Проект способствовал сплочению в семье.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Литература

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика - Синтез, 2010.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Автор - составитель: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, - М. : Аркти,2003.

4 Меремьянина О. Р. Что я знаю о себе: методическое пособие. - Барнаул: АКИПРО, 2008.

5. Меремьянина О. Р. Играя, я познаю себя и других. - Барнаул: АКИПРО, 2004.

6. Воскобойников В. М. Великие люди России. Жизнь замечательных детей. — М. : Оникс-Лит, 2013.

6. Мороз И. В. Тайна имени. — Харьков: Книжный клуб, 2006

Приложения:

Физкультминутки:

1.

Как славно девочек зовут:

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка- листва лесная,

И Ксюша- звездочка ночная.

Как славно мальчиков зовут:

Вот Саша - пушечный салют,

И Даня - парус средь простора,

Андрюша - ровный рёв мотора.

2.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

3.

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

«Наши имена»

- игра «Знакомство»;

- философские рассуждения «Зачем нужно имя?», «Что можно узнать о человеке по имени;

- «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)»;

- чтение и обсуждение Б. Житков «Как меня называли»;

- домашнее задание: узнать, почему меня так назвали, что значит мое имя, происхождение моего имени.

«Как меняется мое имя»

- игры «Подарки», «Ласковое имечко», «Как растет мое имя»;

- чтение и обсуждение А. Барто «Имя и фамилия»;

- обыгрывание ситуаций: как можно обращаться к друзьям, знакомым, к знакомым взрослым, незнакомым людям;

- домашнее задание: заполнить странички в альбоме «Ласковые ладошки» и «Как растет мое имя», выучить стихи, песенки, поговорки о своем имени.

«Мое имя на глобусе»

- рассказ педагога о том, как на Руси давали имена, что они означали, о новых именах XXI века;

- игры «Поездка за границу», «Путешествие по миру»;

- загадки об именах;

- домашнее задание: кто и почему меня так назвали.

«Мой знаменитый тезка»

- философские рассуждения «Люди с одинаковыми именами – одинаковые;

- домашнее задание: узнать, как называют людей с одинаковыми именами, заполнить страничку в альбоме «Мой знаменитый тезка»;

- чтение и обсуждение Р. Сеф «Имя у тебя одно»;

- беседа о знаменитых тезках: кто они? Какие добрые дела, великие открытия и т. д. они совершали? Хотели бы вы быть похожи на них и чем? Что значит гордиться своим именем?

Пословицы и поговорки про имя

• Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

• Доброе имя лучше богатства.

• Золото не останется в земле, доброе имя не померкнет в народе. (ба

• Имя хорошего человека не забывается. (кирг)

• Доброе имя лучше сокровищ. (даргинск)

• Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.

• Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит. (лат)

• Не о лице думай, думай об имени. (тувинск)

• От хорошего человека остается имя, от плохого — дурной пример. (туркм)

• От мертвого коня подкова останется, от храбреца — славное имя. (азерб, татар)

Рассказы:

«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ»

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.

Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, — Нини!

Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.

Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.

Фея обиделась.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного,— сказал котенок. — Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.

«Петя»

Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.

Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.

Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.

Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.

- «Уууу,- гудел один, я иду вверх по реке, везу топливо на север, чтобы дети не мерзли зимой».

- «Дудуду., - отвечал другой, я везу фрукты и овощи, быстрее пропустите меня, дети ждут бананы».

Скоро Петина группа пошла на долгожданную экскурсию в порт. В порту было очень шумно. Подъемные краны поднимали связки бревен, контейнеры с грузом и укладывали их в трюмы. В ожидании погрузки стояло множество кораблей с разными названиями: «Смелый», «Чайка», «Лагуна» - папа Миши Иванова прочитал их детям.

Вдруг ребята увидели, как вдали показался еще один корабль. Он медленно шел посередине реки и тащил за собой баржу, груженую лесом. Когда он поравнялся с причалом, Петя увидел на борту надпись. Но прочитать ее не смог. «Как называется этот корабль?» - спросили дети у воспитателя.

«Петр Смирнов»,- ответила Марина Николаевна. «Так нашего Петю зовут»,

-возразили дети. - Разве может корабль называться именем мальчика?».

«Был на реке такой капитан, - сказал папа Миши Иванова, - звали его Петр Сергеевич Смирнов, хороший был человек. Много добра он сделал за свою жизнь. Вот и назвали корабль именем хорошего человека». – «Так моего дедушку звали, - сказал Петя. – Мне бабушка рассказывала. И меня так назвали – Петр Смирнов».

Корабли, как люди, имеют свои имена. Гордись, Петя, своим именем».

Конспект НОД по теме «Что означают наши имена».

Цель: 1. Познакомить детей с положение: каждый человек имеет право на имя.

2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя и отчество. Знать происхождение имени.

3. Воспитывать уважение друг к другу, к родным и близким, окружающим людям.

Материал: Свидетельство о рождении. «Цветок имени»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.

Чем вы отличаетесь? ( ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)

- Да, у каждого человека есть имя. И его не может не быть, т. к. в Конвенции «О правах ребёнка» в статье №6 так и говориться, что каждый ребёнок имеет право на имя.

А какой документ, который есть у вас, подтверждает ваше имя? (Свидетельство о рождении)

- Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина.

Игра «Я знаю пять имён» (по очереди, перебрасывая мяч друг другу дети называют пять имён девочек и пять имён мальчиков)

- По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли.

Дети, сидя в кругу, передают мяч друг другу и называют своё маленькое имя.

- Когда ты подрастёшь и пойдёшь в школу, твоё имя подрастёт вместе с тобой и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.

Дети снова перекатывают мяч друг другу, называя полное имя.

- Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени-отчеству.

Как твоё имя-отчество?

Что такое Отчество?

- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.

Елена – древнегреческое имя – свет,

Галина – др. греч., - покой, тишина.

А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.

Скажите нам, как вас называют дома?

(Стоя у доски с «цветками»)

Давайте сыграем в игру «Составь имя». (Подойдите к столу с карточками) .

По первым буквам слова, которое написано на карточке вам нужно будет составить какое-нибудь имя. (Ира – индеец, роза, автобус) .

По закону каждый человек имеет право на имя.

-Как называется первый документ в котором записано ваше имя, отчество?

-Напомните что такое отчество?

-А теперь ещё раз назовите своё полное имя, имя и отчество. Молодцы, на этом занятие окончено.

Конспект НОД по теме: «Каждый человек имеет право на имя».

Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить умению называть полным именем своих родителей, родственников, друзей, познакомить с понятием «отчество».

Задачи:

• познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий;

• научить применять это право в жизни;

• воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;

• развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.

Ребята, отгадайте загадку: «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь?» (Имя.)

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена : Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям. Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.

Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.

Рассматривание свидетельства о рождении:

Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» :

Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.

Игра в кругу «Камешек» :

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

- Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

( Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

Игра «Узнай меня» :

Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

Игра-викторина «Имена» :

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т. д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т. д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи «Наши имена»Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи «Наши имена» b]Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи на тему: «Наши имена b][/b]».[/b] Цель: формировать.

Партнёрский проект «Наши мамочки» Проект "Наши мамочки". Партнёрский проект «НАШИ МАМОЧКИ» Актуальность:. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома.

Проект на тему: Наши достижения:Проект на тему: Наши достижения: Владимир Григорьевич Шухов – в одном ряду с Леонардо да Винчи. Введение Сегодня Владимира Григорьевича Шухова, родившегося 160 лет назад,.

Проект «Наши друзья — муравьи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность проекта реализуется в рамках познавательного процесса развития детей средней группы. Новизна проекта.

Проект «Наши имена» (старшая группа)Проект «Наши имена» (старшая группа) .

Проект «Наши любимые сказки» «Наши любимые сказки» проект с детьми младшей группы Вид проекта: художественно-эстетический По продолжительности: 2 недели Участники:.

Проект «Наши мамы хороши!» Название проекта: «Наши мамы хороши!» Вид проекта: творческий. Девиз проекта: «Детям не страшны преграды, Если мамы с ними рядом!» Автор.

Проект «Наши пернатые друзья!»Проект «Наши пернатые друзья!» Проектная деятельность по познавательному развитию «Наши пернатые друзья!» Актуальность проекта: 2017 год, указом нашего президента В.

Творческий проект «Наши защитники» Актуальность Родина, Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении.

Урок по русскому языку во 2 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Предмет: Русский язык Класс 2 Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные Цели урока: Знать понятие "одушевленные".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наши имена»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 11:44
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД